От возможного поражения сборной России в завтрашнем четвертьфинале толку будет больше, чем от победы. Победить, правда, хочется, потому что другого такого шанса не будет.
Поражение очень полезно для настоящего. Победа очень нужна для будущего. Я ничего не путаю, не предлагаю делать выбор между противоположными вариантами и не занимаюсь утешением. Это мои чувства в данный момент, когда до конца чемпионата мира остается всего восемь матчей.
Один стоит особняком. Хорватия — Россия, Сочи, стадион «Фишт», суббота, девять вечера.
Аудитория «Новой» редко смотрит политические ток-шоу, и я не смотрю. Достаточно того, что их вынуждены смотреть наши замечательные телеобозреватели. Но на следующий день после российской победы, в перерывах между трансляциями футбольных матчей, пришлось на нескольких задержаться. Потому что на всех ток-шоу их завсегдатаи с невиданным жаром и пылом говорили о футболе.
Бог мой, что они несли! Сколько среди властных и провластных политиков и политологов обнаружилось знатоков, новоявленных экспертов, родных отцов победы, обнаруживших свою причастность к невероятному успеху! Конечно, хвалили героев-футболистов, с умным видом вещали про принесшую успех российскую тактику, блистали красноречием, описывая величие победы. Но красной линией проходила даже не причастность, а авторство, их просто распирало от гордости: это мы подарили вам праздник, это благодаря нам Россия стала счастливой страной, это мы самые гостеприимные и доброжелательные, это мы организовали лучший мировой чемпионат в истории, без нас наши футболисты так бы не сыграли и не добились бы наивысшего успеха в своей истории.
Естественно, вакханалия не могла обойтись без политики. И тут властители дум подхватились очень ловко, попутно попинав с помощью футбола загнивающую Европу, зажравшуюся Америку и вообще всех врагов, которые играть разучились потому, что со своей хваленой демократией живут в отрыве от новой многополярной реальности. Это был вообще бред. То, что ни одна африканская сборная не вышла в плей-офф, но в кубковом раунде оказались десять европейских команд, пять с американского континента и одна азиатская сборная, не связано ни с политическими системами, ни с особенностями национального футбола, ни с правильной или неправильной политикой.
Страшно подумать, что начнется, если выиграем у Хорватии. Победу не просто привяжут к текущему моменту российской истории — ее просто задушат в экстазе. Ее объявят одним из величайших достижений нынешней власти, чем вынесут приговор развитию футбола. Если все так хорошо, то чего же лучшего желать? Какие могут быть проблемы в стране, если мы уже чемпионы? Надо еще присмотреться к тем, кто мало или не очень искренне радуется.
Я не утрирую. Я вижу тенденцию. Если у страны, кроме бронзы на Евро-2008, за спиной ничего не было (успехи сборной СССР — все-таки несколько иная история), то нынешние достижения уже могут свести с ума. Я не принижаю того, что сделала, наверное, самая скромная по качеству состава сборная России, прыгнувшая выше головы и добившаяся выдающегося — естественно, в рамках наших координат и по контрасту с предыдущими достижениями — успеха. Но в призерах чемпионата мира уже в новейшие времена бывали и шведы, и турки, и хорваты. А в восьмерку сильнейших кто только не входил — к примеру, Украина. Но никто особенно не пытался связать тот футбольный успех некогда братской страны с гениальной политикой Виктора Януковича. Перефразируя Раневскую и касательно невеликих футбольных держав: их триумф что бородавка — неизвестно, на кого сядет.
Какие-то закономерности можно выводить применительно к тем, кто на протяжении многих лет далеко от взятой вершины не удаляется. Список чемпионов мира дает богатую пищу для размышлений: Уругвай, Италия, Германия, Бразилия, Англия, Аргентина, Франция, Испания. Но пробовать свести их футбольную успешность в единую формулу — бесполезно. Закономерность одна: все это — футбольные страны.
С нами все проще, мы — временно футбольная страна. Применительно к нынешнему моменту: власти будут надувать щеки, рассчитывая, что отсвет славы падет и на их головы. Ну падет, если умело направить. Как-нибудь переживем. И вот тут возникает другой мотив, заставляющий меня вернуться ко второму варианту развития событий. Я в него не очень верю, но все-таки…
Когда говорят о пике славы отечественного футбола, никто не добавляет, что он пришелся на эпоху Хрущева. Что наивысшего успеха на чемпионатах мира сборная СССР добилась при раннем Брежневе. Что последний взлет советского футбола связан с именем Горбачева — при всем моем уважении к Михаилу Сергеевичу. И нынешние властители могут успокоиться: не они вращают землю под ногами футболистов. Не им принадлежат заслуги тех, кто не просто гоняет мячик по зеленой траве, а еще и ставит на уши страну. В хорошем, естественно, смысле.
Победу можно попытаться присвоить. Она непременно будет с отягощением. Но это не значит, что она не обретет в конце концов статус легендарной. Она сможет работать вдолгую, стряхнув с себя псевдопатриотическую шелуху. Работать и на футбол, и на национальное самосознание. Не думаю, что возможность войти в четверку сильнейших на настоящий момент команд мира представится в ближайшие годы. И должно же хоть что-то нас греть, черт возьми!
В одной половине турнирной сетки — Франция и Уругвай, Бразилия и Бельгия, которые играют в Нижнем Новгороде и Казани соответственно. В другой половине — Швеция, Англия, Россия и Хорватия, чьи матчи пройдут в Самаре и Сочи. Как так получилось, лучше спросить у Германии и Аргентины, чьи сборные должны были по предварительному рейтингу стать первыми в своих группах и оказаться именно в «нашей» половине сетки. Испанцы там оказались, но ненадолго.
В результате на одной стороне столпились исключительно фавориты (кроме Бельгии еще и экс-чемпионы), а на другой разместились темные лошадки с одним теневым фаворитом в лице Хорватии и одним экс-чемпионом в лице Англии. Для англичан чемпионат мира в России уже принес избавление от кармы — до этого они проиграли все серии послематчевых пенальти, а с Колумбией на «Спартаке» наконец повезло.
«Автобус» против Хорватии не поставишь — Лука Модрич с компанией вокруг да около, как испанцы, ходить не будет. Про предыдущее везение лучше забыть. До пенальти дотянуть тоже вряд ли удастся, да и Даниэль Субашич в рамке не хуже Игоря Акинфеева. Остальные хорваты в большинстве своем просто лучше. И они уже знают, что сборная России — не подарок, как думали испанцы. И у них тоже шанс, который бывает раз в жизни.
Не надо ничего бояться. Ни нам, переживающим за сборную России, ни самим футболистам. Мы уже и так с бонусом. Как будет, так будет. Исходы различаются кардинально, но по Борису Пастернаку — «пораженья от победы ты сам не должен отличать». К нашему случаю — подходит.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»