В российских тюрьмах продолжают голодовку четверо украинских политзаключенных: режиссер Олег Сенцов, Владимир Балух, Станислав Клых, Александр Шумков. На прошлой неделе стало известно, что с 26 июня объявил голодовку крымский татарин Эмир-Усеин Куку, обвиняемый в участии в признанной террористической и запрещенной в РФ организации «Хизб ут-Тахрир».
Голодовка Олега Сенцова продолжается 52-й день. Точной информации о его состоянии нет. Последним его навещал адвокат Дмитрий Динзе 22 июня, после этого Сенцова посетила омбудсмен Татьяна Москвалькова — 28 июня. По словам Москальковой, Олег находится в хорошем эмоциональном состоянии, смотрит футбол и пишет сценарий нового фильма. Прекращать головку он не намерен. Требование остается прежним: освободить 64 украинских политзаключенных в России.
Изначально уполномоченные по правам человека России и Украины обсуждали возможность обмена в формате «23 на 23». На этой неделе об обмене заговорили более предметно. Первый вице-спикер Верховной рады Ирина Геращенко огласила список из 23 фамилий россиян, отбывающих наказание на Украине, которые могут быть обменяны на шестерых украинцев. Геращенко предложила обменять россиян на украинцев: Олега Сенцова и Александра Кольченко (осужденных по делу об организации теракта в Крыму), Романа Сущенко (приговоренного к 12 годам по статье о шпионаже парижского корреспондента агентства «Укринформ»), Владимира Балуха (осужденного на 3,5 года по статье о незаконном хранении оружия), Павла Гриба (содержится в предварительном заключении по подозрению в содействии в террористической деятельности) и Евгения Панова (обвиняется в подготовке взрывов на объектах инфраструктуры Крыма). Других имен она не озвучила.
По итогам своего пребывания в России украинскому омбудсмену Людмиле Денисовой не удалось посетить ни одного из осужденных. Впоследствии в Верховной раде 2 июля Денисова заявила, что расскажет европейским послам о положении граждан Украины на территории России и Крыма и предложит комиссару Совета Европы по правам человека Дуне Миятович совместно посетить Сенцова, Балуха, Клыха, Куку и других политзаключенных. Украинский омбудсмен также отметила, что допуск ее российской коллеги Татьяны Москальковой к осужденным на Украине россиянам будет проходить «на принципах зеркальности, синхронности и взаимности».
Тем временем зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Кондратьев высказался о высокой доле вероятности попадания Сенцова в список обмена заключенными между Россией и Украиной в формате «23 на 23». По его мнению, украинский режиссер может быть обменен на руководителя портала РИА Новости Украина Кирилла Вышинского. Фамилия журналиста не звучала в ранее объявленном списке фамилий россиян для обмена на украинских осужденных первым вице-спикером Верховной рады Ириной Геращенко. Однако Киев выразил готовность включить в этот перечень Вышинского, обвиняемого в госизмене, и это притом, что такого предложения со стороны Москвы не поступало.
«Он за любое начало этого процесса, за любые обмены в отношении украинских политзаключенных», — прокомментировал позицию Олега Сенцова его адвокат Дмитрий Динзе для РБК.
Другой украинский политзаключенный Владимир Балух был осужден в Крыму в декабре 2016 года за хранение боеприпасов на 3,5 года лишения свободы в колонии-поселении. (Преследование Балуха началось после того, как он в 2014 году вывесил над своим домом в Крыму украинский флаг.) С 19 марта Балух объявил голодовку и держит ее уже 108-й день.
2 июля над Владимиром Балухом состоялся очередной суд по обвинению его в дезорганизации работы изолятора временного содержания. По версии следствия, Балух ударил начальника ИВС Ткачева. Сам Балух это отрицает и говорит, что это сотрудник его оскорблял и бил.
Прокурор Дмитрий Шмелев запросил 4 года колонии общего режима, с учетом первого уголовного дела — 6 лет колонии общего режима и штраф. «Обвинение не подтверждается собранными материалами уголовного дела и опровергаются показаниями допрошенных в ходе судебного следствия свидетелей — сотрудников ИВС. Они пояснили, что учреждение после произошедшего инцидента продолжило работать в штатном режиме, — рассказала «Новой» адвокат Владимира Балуха Ольга Динзе. — С учетом показаний потерпевшего (начальника изолятора Валерия Ткаченко, который совершил толчковое движение в область спины Балуха и тем самым спровоцировал обвиняемого), мы считаем действия Владимира необходимой обороной», — добавила адвокат. Защита категорически не согласна с запрошенным прокурором сроком, так как по ст. 321 ч. 2 УК РФ предусматривается от 4 до 6 месяцев лишения свободы — вместо 4 лет выдвинутых.
В суде Владимир Балух произнес свое «последнее слово», в котором осудил попытки госструктур наказать человека «за вольнодумие, за потребность оставаться собой, любить свою страну, родных и близких, не становиться предателем, за необходимость вслух высказывать свое мнение о происходящем». При этом политзаключенный отметил, что не жалеет о своих действиях, которые никак не нарушают закон. Балух отметил: «Каждый сам выбирает цену, которую готов платить за любовь к Родине».
Ольга Динзе рассказала, что, несмотря на голодовку, Владимир Балух чувствует себя нормально, хотя он ослабел и сильно похудел. Несколько дней он испытывал сильные боли в грудной клетке и спине, избавиться от которых ему помог сокамерник, обладающий знаниями в области остеопатии.
Что касается возможного обмена, у защиты Балуха никакой информации по этому поводу нет. «Обмен Сенцова под серьезным вопросом, — говорит Динзе. — Российские власти в данной ситуации манипулируют и в какой-то степени даже шантажируют Украину, выдвигая свои условия, которые невыполнимы для Украины».
Михаил Калинин —
для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»