Без этого семьям, которые в свое время приобрели право аренды участков у компаний, связанных с родственниками Александра Ткачева и депутата Госдумы Александра Ремезкова, придется и дальше жить в контейнерах и бытовках.
Елизавета Хоревских на фоне своего «дома». Фото: Алиса Кустикова / «Новая газета»
В августе 2017 года «Новая газета» рассказывала о ситуации, в которой оказались жители «Пушкинского дола». Земли под поселком в Краснодарском крае, близ город Геленджика, относятся к лесопарковой зоне. Однако в компании, которая продавала участки жителям, потенциальных покупателей убедили в том, что в скором времени генплан города Геленджик будет изменен и участки станут землями населенных пунктов. Администрация Геленджика не отрицают, что поправки рассматривались. Просто в итоге не были приняты.
По сути, продавцы лишь переуступили жителям «Пушкинского дола» право аренды лесного участка по договору, заключенному с департаментом лесного хозяйства Краснодарского края на 49 лет.
В 2008 году компания «Краснодар-Ресурс» стала единственным участником аукциона, получив в аренду от Минприроды четыре участка земли общей площадью 44 га на срок 49 лет. До 2013 года эта фирма принадлежала ООО «Кубань Девелопмент Групп», президентом которой с 2008 по 2012 годы выступал Роман Баталов, зять Александра Ткачева, экс-губернатора Краснодарского края. Реализовывать участки от своего имени «Краснодар-Ресурс» не стала. В том же 2008 году фирма, связанная с Баталовым, переуступила право аренды «Черноморской финансовой компании» (ЧФК). ЧФК в 2009 году принадлежала (через еще одну структуру ООО «Инвестстрой-Н») Жанне Арефьевой — сестре депутата Госдумы Александра Ремезкова.
Началась продажа участков. Как только последний участок отошел новым владельцам, Минприроды стал подавать в суды на жителей «Пушкинского дола», требуя снести дома. Позже некоторые из этих решений были признаны ошибочными, — дома стали вещдоками по уголовному делу о мошенничестве. Потерпевшими по уголовному делу была признаны 158 жителей «Пушкинского дола», сумма ущерба была оценена в 138,5 млн рублей. Однако единственной обвиняемой по делу о мошенничестве числится риелтор Инна Кущ, которая занималась непосредственными продажами участков.
В «Пушкинского доле» дома купили более 400 семей. Многие из них приезжали в поселок из других регионов — Сибири, Удмуртии, Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сейчас часть семей вынуждены жить в морских контейнерах и бытовках, пользуясь привозной водой. Кроме того, жители не могут получить местную прописку, а, значит, устроить детей в детский сад и школу.
Жители продолжают бороться за изменение категории земель. Своими силами они собрали около миллиона рублей на разработку проекта изменения зон лесных участков и уже трижды обращались с ним в Рослесхоз, но раз за разом получали отказ. Длится это с сентября 2017 года —- чиновники находят все новые и новые недочеты в документах, поданных жителями.
По словам адвоката «Пушкинского дола» Михаила Беньяша, причиной одного из отказов стало то, что документы подало не чиновники Минприроды, а сами жители. «Ситуация, как в школе: ты неправильно вошел в класс — выйди и зайди снова, как положено», — рассказывает адвокат.
В поселке сейчас живет около сорока семей. Иногородние наблюдают за происходящим издалека и с переездом не торопятся. «Просто боятся, — объясняет Оксана Затрутина, которая только недавно сумела спасти свой дом от сноса, —.Претензии, иски министерства были к тем, у кого есть какие-то строения. Только строение появилось — хлоп — сразу иск. Ну естественно, тут задумаешься двадцать раз, надо ли тебе это. Сейчас в относительном спокойствии живем, по сравнению с прошлым годом, когда как на пороховой бочке, — все эти митинги, пикеты».
В Рослесхозе, куда раз за разом обращаются жители, проблему не игнорируют, но и помогать пострадавшим семьям не спешат. «С одной стороны, они идут с нами на диалог и понимают, что этот вопрос так или иначе надо будет решать, — описывает ситуацию жительница «Пушкинского дола» Марина Антипина. — С другой стороны, идет эта волокита». Жители готовятся в очередной раз предоставить проект Рослесхозу в июле 2018 года. Попытка будет четвертой.
Анна Долинина, для «Новой», Алиса Кустикова, «Новая газета»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»