В Хамовническом суде Москвы — старые песни о главном. И песням этим уже 15 лет. Слушается кусочек дела ЮКОСа, снова — про хищение нефти да про отмывание средств с ее продажи. В 2009–2010 годах в стенах Хамовнического суда слушалось то же самое. Подсудимыми были Ходорковский и Лебедев. На этот раз похищал нефть и отмывал деньги с ее продажи адвокат Павел Ивлев, чье адвокатское бюро «АЛМ-Фельдманс» представляло интересы ЮКОСа в 1998–2003 годах. Разумеется, совершал преступления Ивлев «в составе организованной группы» под руководством Ходорковского. Следствие отвело Ивлеву роль «пособника хищения и легализации», который якобы вступил в «группу» по предложению своего однокурсника по юрфаку МГУ Василия Алексаняна и затем стал собственноручно похищать и отмывать. Обвинение насчитало, что только один адвокат Ивлев присвоил более 195 миллионов тонн нефти, принадлежащей добывающим «дочкам» ЮКОСа, а общая сумма отмытого составила порядка 1 триллиона (!) рублей.
Клетка пустует — Ивлев в 2004 году успел улететь с семьей в Америку. В России объявлен в федеральный розыск и заочно арестован. Интерпол отказался объявлять его в международный розыск, признав его преследование «политическим».
Дело Ивлева — как чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. В СК, очевидно, понимают, что нефтяная тема уже смешна, но не могут обойтись без еще одного приговора в копилку большого материнского дела ЮКОСа 2003 года № 18/41–03, из которого отпочковываются дела в отношении сотрудников компании. На 16-й год эпопеи дело Ивлева доковыляло до суда без всякого следственного азарта. О чем свидетельствует обвинительное заключение, составленное следователем Михайловым как-то уж совсем незамысловато и кондово.
«Ивлев П.П. оказывал юридические услуги членам организованной группы под руководством Ходорковского М.Б., а затем сам вступил в ее состав и стал совершать преступления согласно отведенной ему роли пособника в хищении и легализации. Зная, что совершается хищение, он согласился участвовать в нем в форме заведомо обещанного укрывательства.<…> Тем самым, участвуя в период с 1998 года по 2003 год в судебных процессах со стороны ОАО «Юганскнефтегаз» и ОАО «НК «ЮКОС», Ивлев П.П. знал о происходящем хищении нефти и с 2001 года сам стал участвовать в совершении этого преступления. <…> В рамках возложенных на него в иностранных судах задач Ивлев П.П. анализировал судебные документы и материалы, вырабатывал позицию совместно с начальником правового управления ООО «ЮКОС Москва» Алексаняном В.Г., представлял фальсифицированные доказательства с целью защиты интересов группы Ходорковского М.Б., проявляя себя перед участниками организованной группы как лицо, которое готово для соучастия в их преступной деятельности».
«…Ивлев П.П. был привлечен участниками организованной группы исключительно для того, чтобы <…> беспрепятственно, под видом оказания юридических услуг ОАО «НК «ЮКОС», <…> фактически проводить работу по совершению финансовых операций с денежными средствами, добытыми преступным путем, тем самым скрывая совершенное хищение нефти, и участвовать в легализации».
Вину Ивлева следствие «подтверждает» приговором Хамовнического суда Москвы 8-летней давности в отношении Ходорковского и Лебедева и кассационным определением Мосгорсуда (который приговор оставил в силе).
В приговоре 8-летней давности судья Виктор Данилкин признал получение «потерпевшими» добывающими «дочками» ЮКОСа выручки и прибыли за весь инкриминируемый период (сами «дочки» прислали в суд справки о прибыли), но назвал это «хищением». Следователь по делу Ивлева ответил в обвинительном заключении на это так:
«Заявление стороны защиты [Ивлева] о том, что ни один из потерпевших не признал в своем иске факта хищения у него всей добытой нефти, вообще выглядит абсурдным, поскольку потерпевший не может подменять собой орган следствия».
Еще вину Ивлева следователь среди прочего «подтверждает» показаниями покойного Василия Алексаняна. Последний рассказывал на допросе, что они с Ивлевым учились на одном курсе юрфака МГУ, после окончания в 1993 году университета и до 1998 года практически не встречались. В 1999 году он привлек адвокатское бюро, в котором работал Ивлев, для оказания правовой помощи ЮКОСу в международных судах по различным спорам. Все.
Но следователь пишет: «Показания свидетеля Алексаняна В.Г. являются допустимыми доказательствами виновности Ивлева П.П.». Частый и удобный способ — ссылаться на слова покойного человека, который теперь даже и не сможет уточнить, чем именно он подтверждает вину человека?
Потерпевший и гражданский истец в процессе все тот же — «Роснефть», ставшая в 2007 году выгодоприобретателем юкосовских активов.
— Подсудимый в суд не пришел, представитель потерпевшего тоже, — начала первое заседание суда по существу судья Марина Сырова. В соседнем с Сыровой зале — кабинет председателя суда Виктора Данилкина, почти два года ведшего процесс в отношении Ходорковского и Лебедева, а затем вынесшего приговор, который лег сейчас в основу дела Ивлева. Судья Сырова новое дело прекращать за давностью лет отказалась, как и возвращать в прокуратуру.
Ну а сам Ивлев заявил через защитника два безумных (в понимании отечественного суда) ходатайства — допустить к участию в деле в качестве общественного защитника своего знакомого юриста Алексея Навального и позволить самому Ивлеву участвовать в процессе по видеосвязи из США. Чтобы, очевидно, осмыслить все это, прокурор попросил перенести слушание. Судья Сырова отложила суд на 4 июля.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»