Китай — это одна из самых диджитализированных стран мира. Хотя качество физической инфраструктуры в Китае и уступает некоторым западноевропейским странам, по инфраструктуре цифровой этого не скажешь — здесь у китайцев заметное преимущество. В то время как в Европе или США у вас могут отказаться принимать безналичный платеж, в Китае заплатить даже не с карты, а с приложения в телефоне можно всегда и везде. Достаточно сказать, что автор этих строк, живущий в Пекине и много путешествующий по китайской глубинке (в т.ч. и по самым бедным регионам страны вроде Ганьсу), ни разу не пользовался наличными с октября прошлого года.
Неудивительно, что китайцы, путешествующие за рубеж, часто бывают неприятно удивлены цифровым отставанием этих стран, в том числе и куда более богатых, чем Китай.
Любопытно, каким образом взрывной рост цифровой инфраструктуры в Китае сочетается с довольно жесткой системой интернет-цензуры. Как известно, «Великий китайский файрвол» блокирует огромное количество западных интернет-сервисов и мобильных приложений.
К чему это приводит на практике? Одно из первых впечатлений иностранца, приезжающего в Китай, — это многочисленные китайские сервисы и приложения, расцветшие под защитой национальной системы цензуры. Действительно, если бы иностранные компании имели свободный доступ на китайский рынок, местные конкуренты были бы задавлены еще в колыбели.
Логично, что многие из популярных китайских интернет-сервисов являются более или менее удачными копиями западных аналогов. Вместо Google китайцы пользуются поисковой системой Baidu, вместо Amazon — заказывают товары на Taobao, вместо Uber пользуются Didi. В некоторых случаях получившийся продукт уступает по качеству исходному. Например, через Baidu практически невозможно искать информацию на английском или на русском — 80% информации, вылезающей на любой запрос, — это порнография. Полагаю, что речь не о сознательном умысле, а исключительно о баге — если бы мусор вылезал только на запросы на английском, можно было бы счесть это дополнительным оборонительным рубежом цензуры, но информация на русском неинтересна никому, кроме специалистов.
Со временем в Китае стали появляться и сервисы, не имеющие аналогов на Западе. Самый яркий пример — это конечно Wechat. Им в Китае пользуются абсолютно все — это мессенджер, социальная сеть, платежная система и т.д. Стандартный ритуал знакомства в Китае включает в себя обмен контактами Wechat (один человек сканирует QR-код другого). Через Wechat люди платят в магазинах, пересылают друг другу деньги, покупают билеты и бронируют отели и т.д. Характерно, что Wechat, являющийся частной компанией, тем не менее активно поддерживает китайский бизнес в ущерб иностранному. Скажем, именно Wechat сыграл ключевую роль в победе Didi над Uber.
Знаете, что самое интересное в китайской интернет-цензуре? Ее сословность. Через университетский вай-фай (Пекинского университета, например) все заблокированные западные сервисы оказываются доступными.
Википедия по стране заблокирована, но только на китайском: на других языках — можно. Наконец, все эти блокировки элементарно обходятся через VPN-сервисы, заблокировать которые правительство могло бы моментально.
Какая логика просматривается за всей этой политикой? Пожалуй, презумпция доверия к интеллигенции. Широкие народные массы надо уберегать от соблазнов, а люди которые: 1) смогли поступить в хороший университет; 2) знают иностранные языки; 3) хотя бы VPN установить могут — эти люди достаточно умны, чтобы не поддаваться на дешевую западную пропаганду.
Не все в Китае довольны степенью контроля государства и партии над интернетом. Гонконгские оппозиционеры, например, преимущественно общаются через Telegram — они не верят в его защищенность, но считают, что пусть лучше доступ к их переписке имеет российское правительство, чем китайское.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»