Татьяну Москалькову, прибывшую 26 июня в Киев на поезде, «зеркально» волынили в инстанциях, дающих разрешение на встречу с заключенными согражданами, которых она собралась посетить. Денисову не пустили к голодающему Олегу Сенцову в Лабытнанги, а Москалькову — к так называемому «крымскому дезертиру» Максиму Одинцову, который находится в Лукьяновском СИЗО Киева.
В феврале 2018 года Дарницкий районный суд столицы вынес бывшему украинскому военнослужащему приговор: 14 лет лишения свободы за государственную измену и дезертирство. После аннексии Крыма Одинцов успел получить российское гражданство, присягнуть на верность России, а потом вместе с сослуживцем Александром Барановым поехал разрешать свои бытовые вопросы на материковой Украине. И был задержан в ноябре 2016-го рядом с пропускным пунктом «Чонгар». Вины своей в суде не признал, подал через адвоката апелляционную жалобу. Российские власти расценили задержание Одинцова и Баранова как похищение военнослужащих, Следственный комитет РФ открыл в связи с этим уголовное дело.
Москалькова пока не получила добро Апелляционного суда на визит в Лукьяновский СИЗО. Источники говорят: когда это произойдет и произойдет ли вообще, непонятно. Российский омбудсмен, так же как ее украинская коллега под «Белым медведем», постояла у ворот изолятора и побеседовала с прессой. В частности, посетовала, что между Россией и Украиной до сих пор не отрегулирован нормативными актами вопрос прав людей с «неопределенным статусом»: «Тогда бы консулы допускались к этим людям». Украинский консул — к гражданам с двойным гражданством на территории России, и наоборот.
К примеру, российские власти называют крымчанина Сенцова гражданином России, хотя сам Олег на суде сказал: «Я не признаю военной аннексии, я не крепостной, меня нельзя передать вместе с землей!», и Европейский суд по правам человека, заявляют в украинском министерстве юстиции, считает Сенцова гражданином Украины. Военнослужащий Максим Одинцов, согласно украинскому законодательству, тоже остался гражданином Украины, хоть и получил российский паспорт — не выполнил положенную процедуру прекращения гражданства. Аналогичная история и у Кирилла Вышинского из РИА «Новости» (он сейчас находится в СИЗО Херсона). Уточню: Конституция Украины не допускает наличие у украинцев двойного гражданства.
Достаточно дипломатично Татьяна Москалькова ответила на вопрос, есть ли у нее ходатайство от Людмилы Денисовой на посещение «Лукьяновки»: «У меня нет четкого разрешения, но я очень надеюсь, что гуманитарная составляющая, шаг доверия даст возможность продвинуться вперед». Вскоре выяснилось: во вторник, 26 июня, «шаг доверия» точно не сделают. «Я сожалею, — резюмировала российский омбудсмен, — что не была допущена на встречу к Одинцову. Я вернусь в Москву, потому что необходимо приехать, когда есть решение и надежда на позитивные шаги. Слишком много у уполномоченного других дел, чтобы просто так находиться в стране!» (Украине. —О.М.)
Москалькова не ответила на вопрос, означает ли недопуск ее в Киеве к Одинцову то, что и Денисова теперь не сможет повидаться в Москве с Романом Сущенко в «Лефортово». «Я могу сказать лишь то, что сожалею. Консул России к российскому гражданину Одинцову тоже не был допущен», — сказала она.
Зато Татьяна Москалькова провела встречу с экипажем российского судна «Норд». Рыболовецкий сейнер был задержан в Азовском море в марте 2018 года, капитану и морякам вменяют в вину «нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее», а также незаконное занятие рыбным промыслом — браконьерство. Омбудсмен написала в своем Инстаграме: «Поражена парадоксальностью ситуации, когда люди, доказано не имеют гражданства Украины, фактически находятся в заложниках: их не выпускают к родным и близким, семьи испытывают душевные страдания без родных».
О страданиях украинца Владимира Балуха, что с марта голодает в заключении в Симферополе, она отозвалась перед журналистами сдержанно: «По заключению врачей, нет угроз его жизни. Но я сама планирую посетить и увидеть, в каком он состоянии».