Сюжеты · Спорт

Попали

Все могло сложиться иначе, но только не в игре на дышащей зноем «Самара Арене»

Владимир Мозговой , обозреватель «Новой»
Сборная России в завершающем матче группового этапа в Самаре крупно уступила Уругваю, и теперь 1 июля в «Лужниках» за выход в четвертьфинал поспорит со сборной Испании.
Фото: AP / TASS
Накануне ночью в палатке на берегу Волги дышалось значительно лучше, чем в два с половиной часа пополудни на пути к «Самара Арене». Здесь была не жара, а пекло. Удобные подъезды были благополучно перекрыты, про другие варианты стражи порядка толком не объясняли, в результате пеший путь занял не менее получаса.
Солнце даже не жгло, а испепеляло. На всем протяжении проходящего по окрестностям арены маршрута не оказалось ни одной точки по продаже воды. После этого путешествия вид у меня был такой, что досмотр провели формально. Но шум по поводу воды я все равно поднял. Вскоре на официальном сайте появилось сообщение, что воду болельщикам будут раздавать. Футболистам еще и играть надо было. В шесть вечера.
Ситуация перед последним туром группового этапа складывалась таким образом, что лучшая сборная группы «А» при определенных раскладах могла выйти на Испанию, а вторая команда — на Иран. Выход с первого места отправлял команду в Сочи на «Фишт», со второго — в Москву в «Лужники». Я бы предпочел возвращение в Москву, но это был мой частный и весьма непатриотичный интерес.
Станислав Черчесов поменял двух крайних защитников, а вместо определявшего игру в центре поля Александра Головина с первых минут вышел Алексей Миранчук. Позже главный тренер объяснит, что Мариу Фернандес набегался, у Юрия Жиркова легкое повреждение, а у Головина есть желтая карточка. Замены можно было счесть оправданными с точки зрения сбережения ключевых футболистов, но по ходу первого тайма быстро выяснилось, что они повлияли на игру хозяев принципиально. Фернандеса все равно пришлось выпускать в конце первого тайма, но поезд уже ушел.
Все было упущено почти с самого начала. Ошибка в обороне на ровном месте привела к опасному штрафному, который издевательски легко реализовал Луис Суарес. Игорь Акинфеев и стенку не достроил, и ближний угол не проконтролировал. Второй мяч влетел в его ворота после дальнего удара Диего Лашальта и рикошета от ноги Дениса Черышева. Автоголы, увы, бомбардирский счет не пополняют, а их на чемпионате целых шесть, вот-вот падет рекорд.
Команда Оскара Табареса только с виду простая, а своего добиваться умеет. В защите бетон, в нападении Суаресу и Кавани достаточно полумомента, а по счету мало кто умеет играть лучше уругвайцев — цепко, вязко, исключая малейший риск. Они так сто лет действуют, не зря же стали первыми чемпионами мира в 1930-м, а потом спустя двадцать лет еще и повторили успех на «Маракане».
Уругвай в Самаре оказался в своей стихии. Сборная России без Жиркова и Головина, игравшая без четкого посыла и внятного исполнения, возвращалась с небес на землю. К концу безрадостного для нее первого тайма она лишилась Игоря Смольникова, которому сенегальский арбитр Маланг Дьедью показал вторую желтую карточку, а затем и красную. Представителя команды хозяев удаляли в матче чемпионата мира впервые за последние 20 лет. Защитник уныло побрел с поля, Черчесов прикусил усы, трибуны приуныли. Первое место уплывало безвозвратно — уходила с таким трудом пойманная в предыдущих встречах игра. Вернее, возвращалась та, к которой мы привыкли: активная, но бестолковая.
Арбитр Маланг Дьедью не глядя удалил Смольникова с поля. Фото: РИА Новости
Кого было откровенно жаль, так это публику, претерпевшую ради этого матча столько мучений. Душно было всем, но побеждающим радостно при любой погоде, в отличие от проигрывающих. Уругвайцев в небесно-голубом на трибунах хватало. Они-то явно не пожалели о своем вояже в Самару. Где-то к концу матча их любимцы слегка расслабились, голкипер Муслера чуть не привез мяч в свои ворота. Но еще больше могли привезти хозяева. Столько свиста в их адрес я на чемпионате еще не слышал.
Третий мяч сборной Уругвая после углового и добивания Эдисона Кавани подвел черту под групповым этапом. Я, конечно, хотел, чтобы сборная сыграла в «Лужниках», но не такой же ценой! 0:3 стало явным перебором.
Оскар Табарес на пресс-конференции не стал рассыпаться в комплиментах сопернику: «Россия не сильно на нас давила, хотя и пыталась. Надеюсь, что мы сможем провести все семь игр». То есть патриарх тренерского цеха говорил по меньшей мере о медальной зоне. А что, три матча — три победы, последняя над лидером группы, соотношение мячей 5:0, звездная пара форвардов в порядке, будущий соперник вполне по силам.
Станислав Черчесов больше говорил не про ошибки, а про то, что даже вдесятером «мы показали агрессивный футбол». Что результат «достаточно крепкая команда перелопатит внутри». В то же время обмолвился, что лучший момент сегодняшнего вечера — то, что следующую встречу, теперь уже в плей-офф, команда проведет в «Лужниках»: «Это мой стадион». Ошибки учтем, все по плану, слова «проблемы» нет.
Посмотрим, что Станислав Саламович скажет после встречи с испанцами. Хотя могли быть совсем даже не испанцы.
Со скоростными трамваями случился сбой, оставшихся болельщиков волонтеры оправляли на автобусы, народу на остановке скопилось немерено. «И что, мы в такую даль приперлись из-за этого?» — возмущались болельщики со Ставрополья. Они имели в виду отнюдь не транспортные проблемы. Уругвайцы ликовали сдержанно, явно не собираясь провоцировать россиян. Россияне в шаттле с обозначением S7 трижды пытались запеть «Подмосковные вечера», полтора куплета «Катюши» и «Ой, мороз, мороз» положения не спасли, мат получался лучше, но хотя бы без агрессии. В который уже раз наблюдал картину: вроде и хотим продемонстрировать сплоченность, а получается убого.
До центра все-таки добрались. Фестиваль фан-зоной на Куйбышевской площади не ограничивался. Он был на всех прилегающих улицах, и формы принимал разные. Тысячи людей — не меньше, чем было три часа назад на арене. Кто пил, кто пел, кто просто гулял. Непосредственно в фан-зоне зажигал «Чайф». Как мне показалось, многие пришли сюда ради Шахрина и компании, а совсем не ради футбола. Вслед за «Чайфом» одновременно начинались два последних матча в группе «В», но после фиаско сборной России трудно было ожидать сверхинтереса к тому, кто станет соперником сборной России.
Интерес подогрели марокканцы, уже потерявшие шансы на выход из группы. Они бросили вызов самим испанцам. Они их переигрывали. Они вообще должны были побеждать. На последних минутах расклад был такой: португальцы выигрывали у Ирана и занимали первое место с выходом на Россию, испанцы занимали второе даже в случае проигрыша и отправлялись в Сочи. Развязка произошла в самой концовке. Кажется, сначала забила в Калининграде Испания, через мгновенье в Саранске — Иран. Все мгновенно перевернулось с ног на голову: Испания первая, Португалия вторая. Если бы Иран забил еще, то он бы занял первое место. Но времени уже не оставалось. Никто, похоже, не договаривался. Но португальцы, возможно, в «Лужниках» с Россией хотели играть меньше, чем с Уругваем на «Фиште».
Ночь прохладу не принесла. Судя по крикам с улицы, футбольный народ массово начал расходиться только после полуночи. Самара переживала проигрыш сборной России, как переживает его курортный город — без печали и гнева. Завтра обещали еще более жаркий день, а город ожидали еще три матча, в том числе вполне возможный скрытый финал Бразилия–Германия.
Германия вообще могла вылететь с чемпионата: в матче со шведами чудом спаслась на последних секундах, но выход из группы действующим чемпионам мира перед последним матчем в Казани отнюдь не был гарантирован. И Аргентине в Санкт-Петербурге тоже предстояло спасать свой престиж. И Бразилии в Москве на «Спартаке» тоже надо было побеждать. Массовый крах фаворитов был близок, но не случился.
Колумбии, отправившей домой Польшу, предстояло еще искать свое счастье в Самаре. И мне сборная России предоставила возможность добрать впечатлений именно здесь. Их, чувствую, будет много.