Сюжеты · Общество

«Никогда не буду просить помилования у Путина»

Первый кризис у Сенцова был 16 июня. Врачи прогнозируют второй

Состояние голодающего украинского режиссера Олега Сенцова ухудшается. Адвокат Дмитрий Динзе, который приезжает к нему раз в две недели (последний раз виделся с ним 21 и 22 июня), рассказал «Новой газете», что у Сенцова начались проблемы с сердцем и почками. У него большая потеря в весе — похудел с 90 килограммов до 77. Каждый день масса тела снижается на 100–200 граммов. Он постоянно лежит, чтобы сохранить силы. Ему ставят капельницы с питательными веществами. Врачи прогнозируют повторный кризис здоровья. Первый случился 16 июня, на 26-й день голодовки. Тогда Сенцова госпитализировали в гражданскую больницу.
Слова уполномоченной по правам человека в России Татьяны Москальковой о том, что у Сенцова почти что «лечебное голодание» и он набрал два килограмма, по мнению адвоката, «не укладываются в разумные рамки». Как предположил Динзе, Москалькову дезинформирует Анатолий Сак, омбудсмен Ямало-Ненецкого автономного округа, где Сенцов отбывает наказание. «Он у Сенцова был всего три раза. Никакой роли в этой ситуации он не играет. Мне кажется, это он вводит в заблуждение Москалькову своими высказываниями о том, что Сенцов на лечебном голодании и что он поправился. Я не знаю, откуда он эту информацию берет», — говорит адвокат.
В субботу Федеральная служба исполнения наказаний опровергла, что Сенцова кормят принудительно. «Информация, распространяемая рядом СМИ о принудительном кормлении осужденного Сенцова, не соответствует действительности», — сообщили во ФСИН. На сайте ведомства говорится, что Сенцов находится под постоянным наблюдением врачей и получает поддерживающую терапию.
Дмитрий Динзе также сообщил «Новой газете», что Сенцов не будет писать прошение о помиловании президенту Владимиру Путину:
«[Пресс-секретарю президента] Пескову задали вопрос о помиловании Сенцова. Он сказал, что заявлений никаких от Сенцова не поступало. И я спросил [Олега], будет ли он писать такое прошение о помиловании президенту. Сенцов сказал, что нет: «Я никогда не буду просить никакого помилования у Путина и не буду писать никаких заявлений».
Отметим, что в документах, регулирующих помилование (это Конституция, Уголовный кодекс и президентский указ, который описывает процедуру), не указано, что осужденный должен попросить об этом лично. Однако адвокат считает маловероятным, что за Сенцова это сделают родственники: «Мы этот вопрос вообще не обсуждали. Все утыкается непосредственно в самого Сенцова. Насколько я понимаю, он ни родственников, никого не просил об этом.
20 июня Европейский суд по правам человека направил властям России запрос с требованием отчитаться о состоянии Сенцова. Суд запросил у российского правительства информацию о соблюдении в отношении заявителя требований статей 2, 3 и 5 Конвенции о правах человека. «По сути, это означает, что власти обязаны не допустить смерти Сенцова (позитивные обязательства права на жизнь), но и не вправе использовать способы принудительного кормления (негативные обязательства по запрету пыток)», — написал глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков в своем Телеграм-канале. Суд также просит представить детальную информацию о текущем состоянии здоровья Олега Сенцова вместе с медицинской документацией до 27 июня. Динзе рассказал, что этот запрос направлен в ответ на просьбу другого адвоката, который занимается жалобой Сенцова в ЕСПЧ, рассмотреть ее. Эта жалоба до сих пор не рассмотрена, хотя приоритет делу Сенцова был дан еще 8 июля 2014 года.
Барият Идрисова — для «Новой»