Заморозка активов российского «Газпрома» уже в третьей европейской стране означает серьезные потери для компании, в первую очередь, это затрудняет для нее доступ к кредитам на Западе, считает партнер консталинговой компании RusEnergy, специалист по нефтегазовому рынку Михаил Крутихин.
«Для самого „Газпром“ потери довольно серьезные. Мы видим, что уже в трех странах — Великобритании, Швейцарии и Нидерландах — накладывается арест на его активы, пока еще без конфискации. Это означает затруднение доступа к кредитам на Западе. Размещение всевозможных облигаций становится все труднее и труднее. Есть уже сообщения, что „Газпром“ отказался от некоторых планов размещения очередного выпуска облигаций в странах Европы», — заявил эксперт в беседе с «Новой газетой».
По словам Крутихина, самой крупной дочерней структурой «Газпрома» в Великобритании является Gazprom Marketing & Trading. Она отвечает за трейдинг трубопроводного газа в Европе, а также за торговлю сжиженного природного газа (СПГ).
«Фактически правление находится в Санкт-Петербурге, но отделение работает в Великобритании. Это компания, которая покупает газ у других производителей — не российских — и продает его по всей Европе, но в основном Великобритании. Объемы неплохие, и поэтому у компании есть и активы, и деньги, и банковские счета на территории Великобритании. Их истец и попросил сначала обесдвижить, и затем, если потребуется, конфисковать на соответствующую сумму в пользу своего иска», — пояснил специалист по нефтегазовому рынку.
19 июня Коммерческий суд Лондона [наложил](https://www.novayagazeta.ru/news/2018/06/19/142614-naftogaz-ukrainy-londonskiy-sud-razreshil-zamorozit-aktivy-gazproma-v-velikobritanii) арест на активы «Газпрома» в Великобритании в рамках выполнения решения Стокгольмского арбитража по иску «Нафтогаза Украины». Какие именно активы арестованы, пока неизвестно.
В феврале арбитраж Торговой палаты Стокгольма обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $4,7 млрд за недопоставку газа (с учетом решения по другому спору «Газпром» должен выплатить $2,6 млрд). В конце марта «Газпром» обжаловал это решение в Апелляционном суде округа Свеа (Швеция), а позже потребовал полной отмены решения по транзитному контракту.
«Нафтогаз» представил свои контраргументы в июне. Суд в Нидерландах встал на сторону украинской компании и распорядился арестовать активы «Газпрома» для исполнения решения Стокгольмского арбитража. В конце мая — начале июня «Нафтогаз Украины» сообщил, что предпринимает на территории Швейцарии и Нидерландов действия по принудительному исполнению решения Стокгольмского арбитража.
13 июня Апелляционный суд Свеа [приостановил](https://www.novayagazeta.ru/news/2018/06/14/142466-shvedskiy-sud-priostanovil-ispolnenie-resheniya-arbitrazha-po-isku-naftogaza-ukrainy-k-gazpromu) исполнение решения Стокгольмского арбитража по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». Тогда в «Газпроме» заявили, что это решение лишает «Нафтогаз» оснований для попыток ареста активов компании за рубежом.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»