Болельщики во время матча ЧМ по футболу. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Мое путешествие на чемпионат мира, вернее, по трем городам планетарного первенства началось в четверг на Казанском вокзале. Во время мундиаля у меня будет особая миссия. По условиям контракта я не могу о ней рассказывать (уговор есть уговор). Но моя работа позволит мне увидеть и услышать чуть больше (по крайней мере, я на это надеюсь). В общем, своими впечатлениями я буду делиться с вами, уважаемые читатели. Мои заметки будут выходить нерегулярно. Точнее, как придется. Поэтому я назову их «Нефутбольные байки Эндрю». Просто потому, что так в поезде по маршруту Москва–Круглое Поле меня окрестили две австралийки — Гвен и Стефани, которые совершают «фантастик трип» во славу своей сборной. С полутораметровыми рюкзаками за плечами и любовью в сердце.
— Вам не будет жалко потраченных денег, если ваша сборная не выйдет из группы? — спросил я смелых леди.
— Да ты что, чувак?! Это же такой кайф. История! Наши парни — гордость нации! Да, в Австралии футбол не слишком популярен. Но сборная — это другое дело! И мы будем с ними в Казани, Самаре и Сочи. Правда, не на все матчи есть билеты. Но — прорвемся!
Я был впечатлен. Кстати, первая часть девиза сборной Австралии звучит так: «Будь храбрым, будь смелым!» Девчонки соответствуют ему на 150 процентов.
— А почему у вас такая большая кантри, а футбол как-то не очень? — поинтересовалась шустрая Гвен. Я хотел ответить, что у нас не очень не только футбол. Но сказал, что у нас холодно 9 месяцев в году, и поэтому играть в мячик сложно.
При слове «холодно» Стефани чудесным образом выудила из недр рюкзака, который занимал половину купе, бутылку с зеленоватой жидкостью, объяснив, что это волшебная настойка...
Утром австралийки были неотразимы, как пенальти в исполнении Криштиану Роналду, и заправлялись чипсами и крекерами. Мне же было хуже, чем испанскому тренеру Хулену Лопетеги, которого уволили из сборной за день до начала турнира. Глядя на меня, девчонки хохотали: «Эндрю, ты помнишь, что мы выпили вчера за Тима Кэхилла, Томаса Рогича, Аарона Муя и всех-всех-всех игроков сборной, включая коуча Берта ван Марвейка и его ассистентов? Но они лукавили. Ассистентов не знали ни я, ни они. Значит, случались повторы… У меня была припасена бутылка кефира на завтрак. И я вручил им продукт, созданный самой природой. Им понравилось!
— Это то, что вы пьете, когда вам по утрам плохо? — проявила осведомленность Стефани. Я кивнул. Кивать я мог, а говорить еще нет. И не знал, как будет по-английски рассол… Поэтому вещали они. Про то, как дорого, но хорошо жить в Австралии. Про дороги, еду, кенгуру и про форварда Тима Кэхилла.
Мы распрощались на вокзале, пожелав друг другу удачи. Дул ветер, по небу плыли тучки, хотелось куда-нибудь спрятаться. Девчонки пошли на поиски жилья. Мне предстояло решить похожий ребус. С той лишь разницей, что для меня все было готово. До матча Франция–Австралия на «Казань Арене» оставались сутки.
Заселившись, я пошел инспектировать арену на готовность. Хотя стадион, закладку которого производил в 2013-м году сам Владимир Путин, нареканий и беспокойств у строгой комиссии ФИФА не вызвал ни разу.
Внутри все уже было по чемпионски-мирскому: волонтеры приветливы, охрана сурова и бдительна. Мне пришлось на входе доставать из кармана конфетку, так как сработал металлодетектор. Секьюрити повертел в руках карамельку в фольге, посоветовался с боссом и вернул сладость обратно со словами: «Это можно».
На поле шла репетиция: дети выносили флаги команд, играли гимны. Дикторы объявляли составы. Такая приятная суета. Прослушав «Марсельезу», я отправился в город, чтобы увидеть «тренировку» болельщиков. И в одном из трактиров наткнулся на фанатскую разминку. Пиво, виски и прочие приятные сердцу напитки смешивались во имя футбола. Перепить друг друга соотечественники Наполеона и представители Зеленого континента пытались не по-детски. Но набить друг другу морду — да вы что?!
Поразил эпизод уже в другом питейном заведении. Французы слишком расшумелись, мешая вести светские беседы группе довольно спокойных австралийских товарищей. Точь-в-точь как в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение». Помните сцену в поезде? Так вот. Намучившись от французских криков, двое парней в зеленых майках подошли к веселой банде и, достав из карманов штанов… желтую и красную карточки, поочередно предъявили их «хулиганам» в стиле Пьерлуиджи Коллины. Французы оценили шутку, театрально понурили головы, а потом зааплодировали и прислали на «судейский» столик бутылочку сухенького...
В стартовом матче с австралийцами Мбаппе и компания хоть и вырвали победу (2:1), но не впечатлили. А вот видеоарбитры и система определения взятия ворот сработали на пятерку. Если бы не новые технологии, то уругвайский судья Кунья, проморгавший нарушение на Гризманне в штрафной площади и не увидевший, что после удара Погба мяч пересек белую линию, наверняка стал бы почетным гражданином Австралии. Но аппаратуру не проведешь: первый в истории чемпионатов мира пенальти после использования так называемой VAR был назначен на стадионе в Казани, а завибрировавшие на руке судьи часы дали понять, что хитрый укол Поля Погба нужно засчитывать. И цвет настроения в итоге оказался синим. К огорчению местной публики, которая яростно поддерживала парней в золотом.
Победители и проигравшие, распевая песни и веселя прохожих своими нарядами, потянулись в уютные бары Казани. Мой же путь лежал на вокзал. Меня ждали шведы, южные корейцы и Нижний Новгород.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»