Премия «Лицей» рассматривает тексты авторов из любой точки земного шара от 15 до 35 лет, ранее не выдвигавшиеся на национальные литературные премии. Это проза объемом от 4 до 12 авторских листов и поэтические произведения от 150 до 700 строк. Впрочем, всякий может прочитать условия на сайте премии. Для чего нужна эта оговорка? Для того, чтобы снять упреки «в отсутствии концепции» и «недостаточности фильтров», — премия работает на всем поле литературы, не ограничиваясь каким-то стилем, — будь он «классический» или «авангардный».
Текст должен быть интересным, и это главный фактор.
Но можем ли мы ожидать открытие гения? Прекрасного писателя, который лет до тридцати сидел на таежной заимке, а потом вдруг подал свой текст на премию. То есть можно ли поверить в существование молодого человека, который был скрыт от мира?
Ожидать такое открытие мы можем, но не нужно слишком долго думать об этой возможности. Реальные открытия другие — они заключаются в помощи талантливым людям, а не уникальному гению.
В современной цивилизации есть культ молодости. Но литература так устроена, что если считать молодость главным достоинством, то мы будем окружены быстро плодящимися вундеркиндами, которым к двадцати годам прискучит сочинение историй (а их отделка — куда раньше). Сейчас говорят, что возрастные рамки скоро сдвинутся, и тридцатилетние будут еще считаться подростками. В прежние времена жизнь была коротка, а к возрасту было иное отношение. Тынянов в своем «Пушкине» бросает: «Главным лицом был, разумеется, не граф. Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года — возраст угасания».
Средний возраст человека, рукописи или книги которого рассматривали на «Лицее», чуть моложе тридцати. А это самый удачный возраст — когда накоплен некоторый опыт, совершено достаточное количество ошибок, накоплена ярость и сила.
Списки финалистов это подтверждают. А теперь два наблюдения, которые можно сделать, разглядывая шорт-листы.
Первое обстоятельство заключается в том, что молодой прозаик, выходящий в финал, имеет существенный литературный опыт. Довольно много финалистов уже имеют в своем «послужном списке» публикацию в «толстом литературном журнале». То есть либо их текст готовится к публикации в «Новом мире», «Знамени», «Октябре» или «Дружбе народов», либо уже был там только что напечатан. Это значит, что мы имеем дело с неслучайным автором, практически профессионалом.
При этом такой автор не профессиональный писатель, а человек с «прочной профессией». Вовсе не обязательно связанной со словесностью, рекламой, журналистикой, PR и прочими близкими профессиями. Он может быть учителем, чиновником, шофером или ученым. Иначе говоря, молодая литература заранее готова к тому, что за книги ее платить не будут. Или, во всяком случае, литература не будет единственным прочным заработком, как полвека назад.
Это с трудом понимают пятидесяти- и шестидесятилетние, а вот те, кому тридцать, верят в чисто литературный заработок не больше, чем в будущую пенсию.
Среди работ, которые присылают на конкурс, гораздо меньше текстов исторического плана. Авторы старшей возрастной категории то и дело обращаются к прошлому — к массовым репрессиям, к Соловкам, к войнам и революциям или вовсе к средневековым испытаниям нашего Отечества. Если посмотреть листы финалистов «Большой книги», то историческая тема там неслучайна и неслучаен взгляд на век назад, и точно так же естественно желание писателя зафиксировать жизнь провинциального города времен застоя (или столицы в те же годы). Тут все иначе: молодые люди куда чаще пишут об актуальном состоянии человечества, о том, что их окружает (или вовсе о будущем — не всегда радостном и безоблачном, кстати).
И, наконец, несколько советов тем, кто решит участвовать в премиальной гонке. Не будем обсуждать степень таланта и его силу. Речь идет о типических ошибках.
К примеру, не нужно украшать текст виньетками и рамками. Самое рискованное — посылать на премию или конкурс текст, на титульном листе которого заглавие и фамилия набраны разноцветными объемными шрифтами, а каждая страница украшена на манер румынского кладбища.
А так-то даже грамматические и пунктуационные ошибки не являются препятствием на пути к славе, но, признаюсь, довольно сильно этот путь затрудняют.
Но есть главное обстоятельство — довольно много текстов современной молодежной литературы являются рефлексией на прочитанные книги.
И дело не в фанфиках, а именно в том, что, например, возлюбил подросток книги фантаста про борьбу темных и светлых сил или книги другого фантаста о морях крови в ожидании зимы и вот пишет роман в стиле первого или второго. Или, наоборот, любитель знаменитого писателя, что каждый год пишет новый роман о пустоте, старается написать роман «про пустоту» — и все это выходит совершенно негодным, потому что все эти писатели уже есть, и они интереснее, чем многократная рефлексия на эту тему.
Попытка, как говорил Виктор Шкловский, остается «фактом вашей биографии». Шкловский сам комментировал эту фразу: «Выражение это означало тогда: ваше решение и ваше мнение имеет значение только для вас самого», то есть сопереживания не наступает. А если чтение — самая большая награда, то самым большим наказанием, пожалуй, становится книга для себя самого, факт внутренней биографии.
Отчего-то выходит, что честный путь самовыражения оказывается самым выгодным. То есть спрос на личное переживание и личную эмоцию будет всегда, а остальное — проходящее.
Лауреаты в номинации «Проза»:
1.
1 место — Константин Куприянов (Москва, Сан-Диего), роман «Желание исчезнуть»;
2.
2 место — Игорь Савельев (Уфа), повесть «Ложь Гамлета»;
3. 3 место — Булат Ханов (Казань), повесть «Дистимия».
Лауреаты в номинации «Поэзия»:
1. 1 место — Андрей Фамицкий (Минск), сборник стихотворений;
2. 2 место — Елена Жамбалова (Улан-Удэ), сборник стихотворений «Мороженое для внутреннего ребенка»;
3. 3 место — Софья Серебрякова (Санкт-Петербург), сборник стихотворений «Птицы и жуки».
Владимир Березин — специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»