15 июня суд изменил меру пресечения бывшему главе предвыборного штаба Дональда Трампа Полу Манафорту с домашнего ареста на содержание под стражей, сообщает Bloomberg.
Это произошло после того, как спецпрокурор Роберт Мюллер, который расследует дело о предполагаемом вмешательстве России в американские выборы, обвинил Манафорта в попытке давления на свидетелей.
Букет обвинений, которые предъявил спецпрокурор Роберт Мюллер политтехнологу Полу Манафорту, в 2016 году возглавлявшему несколько месяцев избирательный штаб Дональда Трампа, на минувшей неделе сделался еще толще. Теперь Мюллер вменил 68-летнему Манафорту «препятствование отправлению правосудия» и преступный сговор с целью это препятствование осуществить.
Пока на этих костях очень мало мяса. Мюллер добавил к первоначальному обвинительному документу всего несколько строк, в которых говорится, что Манафорт и его сообщник Константин Викторович Килимник якобы пытались подговорить двух лиц, пока закодированных как Д1 и Д2, либо не давать показания, либо затянуть их дачу, либо как-то их изменить.
Эти попытки будто бы имели место между 21 февраля и апрелем 2018 года.
Манафортовский адвокат Кевин Даунинг в пятницу призвал судью отвергнуть «это топорное трюкачество спецпрокурора», которое, по словам защитника, основано на «самых скудных доказательствах», то есть на нескольких смс и телефонном разговоре, длившемся 84 секунды.
Адвокат добавил, что Манафорт не мог знать, кого вызовут давать показания на его процессе, поэтому его нельзя обвинять в попытке повлиять на свидетелей. Прокуроры, со своей стороны, парируют, что, сносясь с этими лицами, Манафорт пользовался приложениями, которые шифровали текст, поэтому наверняка делал что-то незаконное.
Как явствует из судебных документов, Д1 и Д2 были владельцами пиар-компании, которые посредничали между Манафортом и его давним партнером Риком Гейтсом и членами так называемоей «Габсбургской группы». Так Манафорт называл бывших европейских политиков, которые лоббировали интересы Украины при Януковиче.
Манафорт якобы тайно им платил. По версии спецпрокурора Мюллера, в феврале Манафорт и Килимник будто бы подговаривали их ложно показать, что они работали на него лишь в Европе, а не в США.
По данным «Нью-Йорк таймс», Д1 и Д2 являются бывшими журналистами. Манафорт в прошлом заплатил их компании за работу около 2 миллионов долларов и теперь сокрушается, что они рассказывают об их делах спецпрокурору.
Все это мелочи по сравнению с обвинениями в уклонении от многомиллионных налогов и банковском мошенничестве, за которые Манафорт может провести остаток своих дней за решеткой.
СМИ обратили бы на новые обвинения мало внимания, если бы на сцене не появился вместе с ними 47-летний Килимник, которого Манафорт называл своим «русским мозгом», а московские американцы — «ручной кладью» из-за его компактного размера.
Рост Килимника едва превышает полтора метра, пишет американская пресса, поэтому российские политтехнологи также называли его Карликом. Известны также прозвища «Манафорт Манафорта» и КК.
Как явствует из документа, который Мюллер представил суду в прошлый вторник, 45-летний Рик Гейтс, привлеченный по одному делу с Манафортом, но быстро признавшийся в преступном сговоре и лжи ФБР и ныне с ним сотрудничающий, показал, что, по его сведениям, Килимник в прошлом был офицером ГРУ.
В нынешней атмосфере это тоже привлекло к Килимнику особое внимание американских СМИ. Сам он говорит, что служил в начале 90-х в российской армии, но категорически отрицает причастность «к российской или какой-то иной разведслужбе».
В документах, которые представил в суд Мюллер, говорится, что в ходе американской избирательной кампании 2016 года Гейтс контактировал с лицом, «имевшим связи с российской разведслужбой, в том числе в 2016 году». По косвенным признакам видно, что имеется в виду Килимник, закодированный в этих документах как «Лицо А».
В апреле «Нью-Йорк таймс» посвятила ему пространную статью, озаглавленную «Он говорит, что является невинной жертвой. Роберт Мюллер говорит, что он шпион».
Килимник — гражданин России, хотя родился на востоке Украины. Как и «оружейный барон» Виктор Бут, он закончил военный институт иностранных языков, где учил шведский и английский, которым он владеет блестяще и говорит на нем почти без акцента. Какое-то время Килимник работал в Швеции в российской компании, торгующей оружием, а в 1995 году устроился в московское отделение Международного республиканского института, некоммерческой организации со штаб-квартирой в Вашингтоне.
Он пробыл там до 2005 года, когда его уволили после того, как глава ФСБ упоминул в речи частные встречи руководителей института. Там решили, что эта информация утекла через Килимника, и избавились от него. Сам он сказал в интервью, что его уволили за работу на стороне: в начале нулевых он переводил Манафорту на Украине.
Манафортовская компания в Киеве была зарегистрирована на Килимника, который работал в ней с 2005 по 2014 год, когда бывший клиент американца Янукович перестал пользоваться его услугами.
В 2016 году на Украине было начато расследование предполагаемых связей Килимника с российскими разведслужбами, но официально его ни в чем так и не обвинили.
6 июня журнал «Атлантик» напечатал огромную статью о Килимнике, в которой тот назван предположительной «пешкой российский разведки». Статья удачно совпала с возбуждением дела против своего героя, который сделался 20-м по счету фигурантом «Рашагейта», привлеченным к суду. Поскольку Килимник, надо полагать, проживает сейчас в Химках вместе с женой и двумя дочерьми, встречи с ним Мюллер может не дождаться.
Владимир Козловский, специально для «Новой» — Нью-Йорк