Сюжеты · Общество

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Вера Челищева , репортер, глава отдела судебной информации
Фото: РИА Новости

150 следователей на двух братьев

Суд: Тверской районный суд Подсудимые: Зиявудин Магомедов, Магомед Магомедов, Артур Максидов Статьи: создание или участие в преступном сообществе (ч. 1 ст. 210 УК РФ), мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ), растрата (ч. 4 ст. 160) Стадия: предварительное следствие, продление меры пресечения Решение: оставлены под стражей до 5 августа 2018 г.
Тверской суд Москвы продлил до 5 августа арест миллиардеру и совладельцу группы «Сумма» Зиявудину Магомедову, его брату Магомеду Магомедову, а также главе компании «Интекс», входящей в «Сумму», Артуру Максидову.
Такое решение принял судья из «списка Магнитского» Алексей Криворучко. Фигурантам дела вменяются мошенничество, растрата и вдобавок (чтобы, очевидно, не отпускать под домашний арест) часто применяющаяся сейчас для бизнесменов статья «Создание или участие в преступном сообществе». Следствие утверждает, что ущерб в общей сложности составил 2,5 млрд руб. Магомеду Магомедову также вменяется незаконный оборот оружия: при обыске у него нашли два пистолета.
Дело расследует Следственный департамент МВД.​ В суде следователь из «списка Магнитского» Николай Будило необходимость продлить меру пресечения обосновал традиционно: находясь на свободе, обвиняемые могут организовать вывод за рубеж той части похищенных средств, которая пока остается в России, а также «повлиять на свидетелей» и «возможных подельников».
Следователь сетовал на то, что при обысках у Зиявудина Магомедова не нашли документов на недвижимость в России, а также на то, что с конца марта МВД допросило много сотрудников «Суммы», и «некоторые из них после проведенных мероприятий скрылись».
Адвокат Зиявудина Магомедова Виктория Цилюрик обратила внимание, что по делу работает группа из 150 следователей, которые в марте провели полторы сотни обысков и изъяли все документы и носители, которые могли бы заинтересовать следствие: «В этой ситуации утверждать, что он может скрыться и уничтожить доказательства, я считаю, неправильным».
Сами обвиняемые заявили, что не признают вину. «По одному эпизоду у нас есть выигранное арбитражное дело, в другом — предприятие получило прибыль и заплатило с нее налоги. Мой брат, с которым я, безусловно, редко в последнее время общался, — он вообще не имеет отношения к группе «Сумма». У нас не было общего бизнеса. При чем здесь он, я не понимаю», — заявил Зиявудин Магомедов.
«Я упомянут как руководитель некоей преступной иерархии. Иерархия есть везде, нет ее только в мусорной куче. Но из тех лиц, которых следствие называет моими сообщниками, я не знаком ни с кем, кроме собственного брата. Даже Максидова я сегодня увидел впервые в жизни», — сказал в свою очередь Магомед Магомедов.
Однако судья Криворучко прислушался к доводам следователя Будило и продлил предпринимателям арест до 5 августа.

Где, кого, за что

Театральное дело-2
На художественного руководителя Московского драматического театра имени Пушкина Евгения Писарева завели дело по ст. 160 УК («Присвоение или растрата»). По данным МВД, в 2018 году он выплатил штраф двухлетней давности за нарушение пожарной безопасности в размере 15 тысяч рублей за счет госсредств.
Сам Писарев подтвердил информацию о возбуждении дела, однако подчеркнул, что 15 тыс. рублей за штраф были вычтены у него из зарплаты, но из-за ошибки в бухгалтерии перечислены со счета театра. «Ни единого бюджетного рубля из театра не было, как это называется, растрачено или присвоено. Все документы по поводу оплаты этого штрафа в 2016 году у нас, слава богу, сохранились, поэтому мы их уже представили», — сказал Писарев.
Мера пресечения в отношении него не избиралась.
Дело Улюкаева
Бывший министр экономического развития Алексей Улюкаев, осужденный на 8 лет колонии строгого режима по делу о получении взятки в два миллиона долларов от главы «Роснефти» Игоря Сечина, на днях был этапирован в колонию строгого режима. Об этом сообщила пресс-служба ФСИН России. При этом регион, в котором бывший чиновник будет отбывать наказание, пока не называется. «Располагаем только той информацией, которая опубликована в СМИ», — сказала «Новой» адвокат Улюкаева Лариса Каштанова.
Кроме того, стало известно, что экс-министр выплатил назначенный ему штраф в размере 130 миллионов рублей и обратился в суд с ходатайством о снятии обеспечительных мер с арестованного имущества.
Напомним, сам Улюкаев вину отрицает и утверждает, что стал жертвой провокации Сечина.
«Список Титова»
Гендиректора компании «Спецстройжилье-Групп» Эрнеста Кима в начале мая экстрадировали из Греции в Россию и поместили в московское СИЗО. На днях его выпустили под подписку о невыезде. Отпущенный Ким был в так называемом «списке Титова» — перечень предпринимателей, которые уехали из России из-за уголовного преследования. Они сами заявляли, что хотели бы вернуться в страну, однако просили обеспечить им безопасные условия. Бизнес-омбудсмен Борис Титов составил список и пообещал предпринимателям, что не допустит их ареста.
За царя ответят в Страсбурге
В Европейский суд по правам человека ушла первая жалоба по делу акции «Он нам не царь». Координатор чебоксарского штаба оппозиционера Алексея Навального — Семен Кочкин, которого превентивно арестовали еще за день до митинга, пожаловался в ЕСПЧ.
Кочкина поместили в изолятор на 10 суток за то, что он накануне акции 5 мая записал видеообращение, призывая жителей республики выйти на центральную площадь Чебоксар. Местные власти митинг не согласовали, предложив перенести его из центра на окраину города. Организаторы отказались, в итоге акцию запретили вовсе.
Активист обратился в Страсбургский суд в связи с нарушением права на свободу выражения мнений и свободу собраний. Эта жалоба не останется единственной, обещают юристы международной правозащитной группы «Агора», чьи адвокаты сейчас работают над делами 163 участников акции.