Аркадий Бабченко жив, и драма живо перетекает в пародию. В каждом заказном убийстве, как учат нас сериалы и учебники, должен быть наемный убийца, который не знает ни о чем, кроме своей жертвы, посредник, знающий жертву, убийцу и заказчика (не всегда, впрочем) и заказчик, который знает все. Убийцу хватают нечасто и редко на месте, посредника — еще реже, заказчика — почти никогда.
В кейсе Аркадия Бабченко, как никогда до того в мировой истории, все три персонажа обнаружились в течение суток безо всякого розыска. К этому приложили руку разные украинские спецслужбы, слава им. Убийцей оказался православный священник, почти нацист (но очень добрый и не способный выстрелить в человека) Цимбалюк, посредником — исполнительный директор оружейной компании предприниматель Борис Герман (торжествующие сотрудники СБУ называют его организатором — не стану спорить, приму этот термин), российским заказчиком оказался украинец. Это Вячеслав Пивоварник, тоже предприниматель, регулярно мотающийся между Россией и Украиной. Он пока показаний не дал, его предстоит разыскать российским журналистам (если он скрылся на нашей территории). Не думаю, что это будет слишком сложно.
Роли свои и события участники трактуют по-разному, сильно путаясь. Они сошлись в медийном поле, эти три сосны, в которых плутает мировая общественность. И я с некоторой робостью ступаю в эту чащу, но меня направляет человеческое любопытство, что движет любым россиянином и украинцем. Помогали мне разобраться кое-какие личные наблюдения и мнение сотрудников спецслужб в отставке, но с опытом.
Ситуация на диво быстро меняется, завтра могут появиться детали, которые перевернут картину. Но пока, на основании известных на утро субботы фактов, можно построить две относительно непротиворечивые версии.
Дилетанты. Война ведомств
Поскольку киллер и организатор оказались введенными в игру агентами, оперативный хаос, возникший сразу после инсценировки убийства, можно объяснить их принадлежностью к разным спецслужбам. В любом развитом государстве существует специальный механизм, немудреный, но практичный. Он позволяет установить, не является ли попавшее в вашу оперативную разработку лицо чьим-то агентом. Вам не расскажут, чей он агент и по какому делу работает, но точно дадут понять, что его деятельность — не ваша забота.
Такая коллизия — излюбленный сюжет боевиков по всему миру. Два героя воюют внутри банды, в конце даже стреляют друг в друга. И тут выясняется, что один из ЦРУ, а второй из ФБР. Но поздно, один уже убит. Так вот, в жизни этого практически не бывает. Даже создание такой ситуации — прямая угроза карьере ведущих дело руководителей.
И демократии, и автократии одинаково не допускают превращение спецслужб в самостоятельный субъект политики, это угроза всей конструкции государства. КГБ точно так же выполнял волю КПСС (и обо всех важнейших операциях докладывал наверх), как ФБР — волю правительства. Но если спецслужбы начинают собственные политические игры, они не станут согласовывать операции в разведывательном сообществе и оповещать политиков. Их агенты, выполняя задания с разным политическим контекстом, могут и стрелять друг в друга.
Итак, если агенты разных ведомств введены в одну разработку и не знают об этом, значит, их кураторы — или дилетанты, или преследуют свои личные цели, например, карьерные. Такая версия предполагает, что Борис Герман поддерживал связь с предполагаемым российским шпионом от имени неустановленной спецслужбы и передавал всю добытую информацию некоему Дмитрию. СБУ подставила ему своего агента Цимбалюка и до последнего считала Германа настоящим российским шпионом. После его задержания ошибка всплыла, и теперь в разработке остался исчезнувший Вячеслав Пивоварник. То есть и готовил убийство Бабченко агент под контролем, и осуществить его поручили такому же персонажу.
Самая активная роль выпала на долю Германа. По его словам и сообщению адвоката, Борис Львович занимался с помощью России созданием на территории Украины ложной цели — целой инфраструктуры мятежников. Такие структуры неоднократно создавались с целью вовлечения противника в игру. Классикой в отечественной истории можно считать создание ГПУ в 20-х годах ложной монархической организации для свержения советской власти, куда по личной просьбе кураторов от ГПУ Артузова и Стырне (расстрелянных в 1937-м) для убедительности вошли настоящие офицеры Красной армии. Белогвардейский генерал Кутепов неоднократно присылал в СССР своих эмиссаров для проверки организации и был в полном восторге. В результате в СССР для переговоров с мнимыми заговорщиками въехали лидер белой эмиграции Савинков и резидент английской разведки Сидней Рейли. Обоих арестовали, что и стало концом затянувшейся операции.
Подобные сети для осевших в США кубинских контрреволюционеров раскидывала в Гаване в 60-х контрразведка Фиделя Кастро. Схожие организации с более узкими задачами создавались и в позднем СССР. Не удивлюсь, если некую организацию сочувствующих мятежникам украинцев создавала и какая-то спецслужба.
Если это так, то схроны с оружием по всей Украине, которые должен был усердно устраивать вполне успешный по меркам современной Украины бизнесмен Борис Герман, могли быть ее частью и доказательством для неизвестных кураторов из России. В дальнейшем сюда могли бы, как Савинков с Рейли, приезжать настоящие офицеры ГРУ — мечта руководства любой украинской спецслужбы, видавшего их разве что в кино.
Обратим внимание, что схроны с оружием были обнаружены 29 апреля на Трухановском острове в Киеве, 18 мая — в Ужгороде, 21 мая — в Покровском районе Донецкой области. Прямо накануне инсценировки убийства Бабченко. Оружие в Ужгород, как сообщил председатель администрации Закарпатья Москаль, прислало 5-е разведуправление ФСБ (видимо, записка лежала). Хотя и нет такого в природе, да бог с ним, — как знали, где лежит. Уж не сами ли свои схроны на ордена меняли? После такого представления что угодно можно подумать.
Ведь совершенно непонятно, зачем Герману с его положением в обществе и личной историей лепить по всей стране тайники. Так мог поступить только настоящий агент-патриот. Насколько сейчас можно понять, вторую часть гонорара он из собственных средств должен был заплатить. Хотя он вообще не знает, к какой контрразведке относится наставлявший его в непривычном деле друг и куратор Дима, телефон которого он обещал дать судье и прокурору. Ну, не беда, главное — доверяет.
Однако, по первой версии, эту перспективную антиукраинскую организацию обнаружило СБУ. И от себя ввело в дело попа-фашиста. Цимбалюк стал «киллером» Бабченко и ждал денег, прямо как у Высоцкого: «Епифан казался жадным, умным, хитрым, плотоядным».
Алексей Цимбалюк. Фото из социальных сетей
Он организовал высокопрофессиональную оперативную съемку передачи наличных. Над этим минутным роликом с шуршащими купюрами и пальцами на фоне дерева кто только не изгалялся. В дальнейшем СБУ это доказательство передаст в суд, Герман практически обречен.
Когда мы с заместителем главного редактора Сергеем Соколовым снимали скрытой камерой пересчитывающего деньги эмиссара «Наших» перед его задержанием (за попытку коммерческого подкупа журналистов), у нас вышло немного лучше. А при захвате вокруг Бориса Львовича народу с камерами крутилось больше, чем руки заламывало — исторический момент.
С целью вооружить убийцу знаниями Герман переслал Цимбалюку с помощью мессенджера WhatsApp (разрешен на территории России) подробное досье на всю семью Бабченко с его уникальным фото из паспорта, что сразило Аркадия наповал — сомнений, что это русские, не оставалось. Смог бы батюшка без ориентировок, номеров счетов, адресов и фото из паспорта опознать не вылезающего из телевизора Бабченко? Вероятно, этот богатый набор собрали, чтобы все выглядело по-научному. Тут виден, скорее, замысел режиссера, нежели оперработника.
А СБУ тем временем ждало не отчета чужого агента Германа об убийстве перед Москвой, оно ждало главного — заветного списка из 30 приговоренных Москвой к смерти видных украинских журналистов (как выясняется, не только журналистов).
Все было готово, Бабченко наконец-то научился правильно падать на пол для постановочного фото. Правда, кого хотело впечатлить СБУ свиной кровью и драной майкой, решительно не понятно при таких обстоятельствах. Пока писателя с неизвестными науке целями тщательно возили по моргу на каталке, агент-убийца и агент-организатор занимались своими житейскими делами.
Но все сработало. Как только агент-организатор Борис Львович Герман сообщил, что задание выполнено, он немедленно получил от шпиона Пивоварника заветный список приговоренных. Видимо, в качестве награды. Напомню, Вячеслав, по версии СБУ, отвечает в «частном фонде Путина» за вооруженный переворот на Украине.
«Убив? Ну, отримуй список», — как-то так, видимо. А там не 30, а целых 47 фамилий! Какая удача, даже не рассчитывали на такое! Прямо на следующий день вызвали журналистов и все им показали. Может быть, все было не так, и несчастный Герман передал этот список в спецслужбы каким-то другим, не столь экзотическим способом (например, заехал по дороге на работу в управление). Пусть жизнь меня поправит.
Только надо понимать, что убийство 47 человек на территории, которую контролирует противная сторона, требует не только сложного планирования (финансы, логистика, тактика), но как минимум завоза пары «эскадронов смерти». Партизаны в Великую Отечественную полицаев в таких количествах не уничтожали, хотя имели ресурсы, до которых скромному ответственному за государственный переворот Пивоварнику далеко. Самой цифрой 47 СБУ дискредитировало всю затею без вмешательства Москвы.
Все эти нагромождения нелепостей — в пользу версии о дилетантах. То есть шпион им попался настоящий, а вот ловили как умели.
Косвенно уровень оперативников подтверждает и поведение обоих агентов после операции.
«Киллер» ждать особо не стал и с криком: «Чего уж тут таиться!» — раскрыл себя прямо в фейсбуке по собственной прихоти. Может, от славы Бабченко хотел отщипнуть, может, просто дурак. Не стали суда дожидаться, заключать соглашение с кураторами, выводить свидетеля в защищенную зону, в закрытый процесс, менять ему фамилию. Это провал называется, если кто не понял.
Но поведение Бориса Львовича и его куратора вообще за гранью. Таинственный Дима, получивший от Бориса уникальный список жертв Кремля, бросил его на съедение СБУ. А ведь должен был немедленно отправить представителя, например, в Совет национальной безопасности с просьбой защитить агента. Так может поступить милиционер из райотдела с информатором-наркоманом, но в контрразведке безопасность агента на всех этапах сотрудничества — святое. Герман же должен был в присутствии прокурора на первом допросе звонить по заветному телефону с криком: «Дима, спасай!» Почувствовав себя брошенным, он прямо под камеры мировой прессы раскрыл свое задание, роль, куратора и, главное, объект разработки. Слов нет. Ладно бы надменные насмешники из ФСБ и СВР зубы скалили. Ведь все ребята из МОССАД, ЦРУ и далее по списку сейчас в мониторы уставились.
Борис Герман. Фото: Zuma/TASS
Профессионалы. Война крыш или рейдерский захват
Вторая версия предполагает, что главной целью операции был арест и вывод из оружейного бизнеса в процессе следствия Бориса Германа. Его кураторы из неведомой спецслужбы не только привлекли его к сотрудничеству, но и находились с ним в коррупционной связи. Противники Бориса Львовича атаковали через полицейские расследования (против него возбужден букет дел) и многочисленные обыски СБУ. Считается, что он должен отдать кому-то свои акции и управляет заводом незаконно.
Для этого была разыграна описанная уже комбинация. Герман обратился к своему куратору из контрразведки, и тот ввел его в разработку Пивоварника, за что обещал защиту от рейдеров. Ну а СБУ организовала его арест вопреки обещаниям. Наиболее вероятно, что столкнулись тут в борьбе за контроль над «Шмайсером» не разные спецслужбы, а две коррумпированные башни СБУ. И одна из них победила. Только в такой интерпретации опера — вполне профессиональные люди, просто задачу решали другую, не вполне государственную.
Для операции необходимо было найти хорошую жертву. Лучше всего подходят люди широко известные, жаждущие оказаться в свете софитов и готовые ради славы на яркое приключение. Ну, в общем, они такого нашли. Хотя считается, что опасность писателю и его семье была такой серьезной, что и выбора никакого не было.
Само предположение, что у Бабченко было лишь два выхода: отправиться на тот свет или войти в игру добровольным помощником (а он стал им, извините, друзья и близкие) — от лукавого. Если спецслужба сообщает вам, что не может вас защитить иначе, как через такую комбинацию, ее в полном составе надо выкидывать на улицу. И первым должен вылететь руководитель. Это не профессионалы.
Частным случаем такой гипотезы является операция под контролем. То есть рейдеры изобразили войну башен, а на самом деле опера СБУ готовились к аресту, в то время как их сообщник Дима жестко контролировал поведение жертвы (да, да — Борис Львович в этом случае жертва) в роли лучшего друга, который его защищает от коррумпированных коллег.
Попутно предполагалось, видимо, заработать награды за блестящую операцию. Ну, это теперь вряд ли. Важнейшая деталь, которую надо прояснить журналистам: кто, как и кому в руководстве Украины докладывал по мере подготовки операции.
Украинцы обладают замечательным чувством юмора. Анекдоты, которые они рассказывают о себе, свидетельствуют о глубоком здоровье народного духа, который когда-то непременно возобладает над ревнивым сознанием националистов. Этот случай, без сомнения, ждет своего сценариста. Неужели только Голливуд может снимать такие картины, как «Шпионы как мы»? Вспомните звонок в сверхсекретный штаб разведки: «Звонят из Пакистана… личный вызов за ваш счет. Они говорят, что забыли пароль, а связные хотели их убить» — «Они сказали это по открытой связи?» — «Нет, это их телефонистка сказала нашей телефонистке».
Неужели мы так не умеем? Да не хуже других умеем. Вот, пожалуйста, убийство диссидента в Киеве.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»