Сюжеты · Общество

Не только три буквы

В мае этого года школьники думают о ЕГЭ и протестах

«О чем думает моя голова» — так называлась книжка Ирины Пивоваровой из нашего детства (о книжках нашего детства поговорим с нынешними подростками на 4-й полосе выпуска). «О чем думает твоя голова?» — типичный майский вопрос, адресованный школьникам. И к тем, кто второй год начинает весну с выхода на несанкционированные митинги (на 2-й и 3-й полосах мы попробуем добиться от них ответа на этот вопрос), и к тем, которые должны готовиться к экзаменам, а вместо этого смотрят в окно. Вот они-то нам сейчас и расскажут, о чем думает их голова в конце мая.
«Странно заканчивать школу. Каждое утро ты просыпался и знал, что днем увидишь друзей, одноклассников, учителей. Но звенит последний звонок, и ты понимаешь, что теперь это не так. Мы вылетаем в большую жизнь, с большими надеждами, большими мечтами. Но мне немного страшно: ведь твоя прежняя жизнь закончилась, а новая еще не началась — вот такое перепутье. Конечно же, очень хочется поступить. В первую волну. И желательно на бюджет. Май 11-го класса. Вот он, конец, о котором раньше так мечтали и который наступил. Хочется лишь сказать учителям спасибо за все те годы, что терпели, учили, смешили, раскрывали нас. А друзья? Друзья всегда будут рядом».
Александра Милянюк
«В конце мая мои сверстники озабочены успешной сдачей ЕГЭ. Я же после победы в ВсОШ (Всероссийская школьная олимпиада.Ред.) и внезапного появления свободного времени и перспектив мечусь, пытаясь выбрать вуз и иностранные языки, которые хотела бы изучать. Когда олимпиада открывает перед тобой все двери, голова занята тем, как сделать правильный выбор».
Маша С.
«О том, как гуляли под дождем босиком. О том, как влезли в фонтан в «Музеоне» и потом тоже гуляли босиком (до Тульской! от «Музеона»!). О том, как пошла на спектакль к друзьям минут на сорок и пропала на полдня, потому что ушли гулять и стало совсем не важно, что там со временем. О том, что может быть весна, счастье, музыка, смех и так много всего сразу, что просто невозможно собраться и ботать дальше. Но, может, и не нужно, и так весь год ботали?»
Оля
«Моя голова сейчас вообще почти ни о чем не думает. Да и зачем? Всю свою работу в этом году я сделал. Осталось только хорошо отдохнуть. А когда отдыхать, если не в мае? Вот как раз сейчас птичка пролетела. А вот еще. Чувствую себя довольным, молодым и сильным. Какие мысли?!»
А. Б.
«О том, что школа заканчивается, а ты не успел познакомиться с очень многими учениками. О том, что скоро ЕГЭ, а тебе хочется просто лежать и ничего не делать. О том, что за окном весна, а тебе надо учиться. О том, что мир скоро перевернется, что все эти люди, сейчас равные тебе, через год будут воспринимать тебя как взрослого. В голове крутятся строки «Генералов двенадцатого года» — последний год школы именно такой: ты побеждаешь, ты все можешь, — но этот год проходит, и ты медленно переходишь в небытие. Так было со всеми выпускниками: даже если они приезжают в школу, то кажутся бесконечно далекими».
В. У.
«Пятого мая по всей России прошли митинги в преддверии четвертой инаугурации Владимира Путина. Винтили всех. А еще выпустили на улицу казаков, которые избивали людей. Я на митинге не была, но в 13.20 прочитала в телеграм-канале моего друга Саши, что его «приняли». В 13.25 отправила ему эсэмэской всю информацию о том, что говорить, как писать и чего с ним НЕ имеют права делать. Через полчаса о задержании Саши узнала его мама, от меня, которая была рада тому, что ей это сообщила я, а не полиция; контакты мамы пришлось поискать — мы до этого момента с ней не были знакомы. Через час Сашу выпустили, и сейчас он каждый месяц ходит в полицию, отмечается и говорит, что больше так не будет. Но я его знаю, будет, конечно, и еще как.
Сашин случай один из самых удачных в сложившейся ситуации.
Год назад, 26 марта 2017 года, моего друга Влада выхватили из толпы на Тверской и повели к автозаку. Потом привезли в Донское ОВД и несколько часов (с 15.30 до 1.00) держали в актовом зале, не обеспечив спальным местом и едой. Поэтому мой совет от всего сердца — берите с собой еду на митинги! Спасибо волонтерам фонда Ходорковского, которые принесли задержанным все необходимое.
Если вы думаете, что на этом история Влада заканчивается, то вы не правы. Через полчаса после того, как его задержали, того самого полицейского ударили по голове. И угадайте, кого могут привлечь к этому делу в качестве свидетеля?
Попасть в зал суда с первого раза Владу и группе поддержки тоже не удалось, в общей сложности пришлось совершить пять визитов в суд, а потом выплатить штраф в соответствии со статьей 20.2 ч. 5.
Я была в суде с Владом, я писала эсэмэски Саше в ОВД и могу сказать, что любая поддержка в те моменты нужна очень сильно. Жизнь людей, и особенно подростков, меняется после таких событий: мы начинаем понимать, где мы живем и что с нами происходит.
Я позволю себе дать несколько практических советов:
1. Если человек действительно хочет, он пойдет на митинг, как бы вы его ни отговаривали. 2. Не осуждайте, у всех есть право на собственное мнение. 3. Напомните взять документы, это поможет ускорить ситуацию в случае задержания. 4. Приготовьте еды с собой. 5. Проверьте, что у вас работают телефоны. Связь может обрываться, не паникуйте и не совершайте необдуманных действий. 6. Если вам больше сорока минут не известно ничего о человеке, звоните в ОВД того района, где он находился, или воспользуйтесь сайтом ОВД-Инфо. 7. Будьте готовы в какой-то момент поехать на другой конец Москвы вызволять задержанного, особенно если он несовершеннолетний».
Чихе, 17 лет