В этом году ПМЭФ проходил несколько живее, чем обычно. Наряду с дежурными выступлениями от властей ждали сигналов о том, какой будет стратегия экономического развития России на ближайшие годы и за чей счет она будет реализована. Принимать решения нужно быстро: к началу июля министрам поручено найти источник 8 трлн рублей для исполнения майского «суперуказа» президента, к сентябрю — полностью сформировать план действий. «У меня сейчас складывается впечатление, что правительство — это тигр, который готовится к прыжку. И мы в ближайшее время узнаем те самые прорывные и достаточно продвинутые реформы», — выражал свои чаяния на ПМЭФ глава Счетной палаты Алексей Кудрин.
С одной стороны, от перспективы мобилизационного рывка становится немного не по себе — российская экономика находится в таком состоянии, что может и не выдержать напора правительственных «тигров». Недавно Европейский банк реконструкции и развития снизил прогнозируемые темпы роста российского ВВП в 2018 году до 1,5%, а инвестбанк Morgan Stanley не исключает новую рецессию при ужесточении американских санкций. Причем даже такие скудные показатели частично обеспечены поправками Росстата: «Если бы мы рассчитывали статистику по методологии 2014 года, то у нас до сих пор был бы экономический спад», — говорит старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков.
С другой стороны, оставить все как есть тоже нельзя — нынешняя экономическая политика гарантирует застой, даже если рынок нефти, как спрогнозировал Игорь Сечин, «скоро увидит новые ценовые рекорды». Дискуссии в Петербурге немного приоткрыли завесу над тем, что собирается предпринять правительство, чтобы как-то переломить ситуацию.
Еще до ПМЭФ Дмитрий Медведев рассказал об одном практически решенном вопросе из повестки кабмина — повышении пенсионного возраста россиян. Но этот процесс затянется надолго, а сэкономленных денег в любом случае не хватит на реализацию других пунктов из президентской программы, не говоря уже о том, чтобы за счет сокращения пенсионных расходов запустить экономический рост. Хорошая новость с форума состоит в том, что от планов по повышению основных налоговых ставок и введения налога с продаж пока что решено отказаться.
Следующая реформа, вокруг которой среди министров сложился определенный консенсус, — это бюджетный маневр. Его суть, по словам вице-премьера Силуанова, такова: правительство перенаправит часть расходов с текущих социальных задач на стимулирование экономического роста. Для этого в бюджетной системе в 2019 году будет создан Фонд инфраструктурных инвестиций, объем которого может достичь 3% ВВП за 6 лет (в пределах 3 трлн рублей). Деньги пойдут на строительство объектов магистральной инфраструктуры (например, высокоскоростной магистрали Москва–Казань) и на проекты в области цифровой экономики. В отличие от Фонда национального благосостояния, который мог бы выполнять похожие функции, источником пополнения нового фонда будут не нефтегазовые сверхдоходы, а долговое финансирование.
Создание инфраструктурного фонда для выполнения проектов государственно-частного партнерства, по-видимому, и есть главный козырь в рукаве правительства, с помощью которого оно надеется создать условия для экономического роста. Аналогичные идеи давно продвигались под брендами «инфраструктурной ипотеки» Минэкономразвития и «фабрики проектного финансирования» ВЭБа. Инициатива в общих чертах согласуется и с предложениями ЦСР Алексея Кудрина — правда, в них был предусмотрен куда больший масштаб финансирования. Еще одно важное отличие в том, что экономический блок сделал акцент на инвестпроектах в узком смысле слова, в то время как ЦСР настаивал на инвестициях в человеческий капитал. На ПМЭФ Кудрин вступил на этой почве в полемику с Орешкиным и Силуановым: оба министра выступили категорически против того, чтобы ослаблять бюджетное правило или наращивать госдолг ради вложений в медицину или образование.
Но есть и другая проблема: судя по темпам оттока капитала из России и объему свободных средств на банковских депозитах, дополнительные деньги в реальном секторе просто не востребованы. «Российская экономика напоминает дырявое ведро: вы можете влить туда много денег, но все утечет, потому что инвестициям невыгодно здесь находиться», — говорит Жаворонков. Кому все это может быть выгодно, подсказывает инцидент с увольнением аналитика «Сбербанк CIB» за слишком откровенный отчет о реальных бенефициарах мегапроектов «Газпрома». Есть опасения, что новый фонд будет действовать по таким же принципам: к примеру, крупнейший бюджетный подрядчик в сфере строительства транспортной инфраструктуры — компания «Мостотрест», контролируемая семьей Аркадия Ротенберга. Но не факт, что к тому времени высказывание подобных опасений не превратится в статью Уголовного кодекса.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»