Сюжеты · Политика

Мирно не получилось

Борьба за русские школы в Латвии оформилась в уголовное дело

Мария Епифанова , «Новая газета»
Фото: РИА Новости
В апреле президент Латвии Раймонд Вейонис подписал поправки к закону об образовании, предполагающие постепенный переход обучения во всех школах на латышский язык. Билингвальные школы в нынешнем виде, когда значительная часть предметов преподается на русском, исчезнут. Реформа вызвала протесты. Родители детей из русских школ выходили на митинги и пикеты, а 1 мая по центру Риги прошли пять тысяч человек.
Очередная акция протеста против реформы школ нацменьшинств намечена на 2 июня — специально после Международного дня защиты детей. Предыдущая прошла 1 мая и собрала пять тысяч человек — большая цифра для Риги, но не сравнится с теми десятками тысяч людей, которые выходили на улицы после школьной реформы 2004 года в Латвии.
Изменилась и структура протеста: если тогда выходили в основном сами школьники, то теперь — скорее их родители, а часто — бабушки и дедушки.
Это понятно: реформа 2004 года, заменившая русские школы на билингвальные, была куда радикальнее. С тех пор прошло 14 лет: отучившись в билингвальных школах, где в старших классах 60% предметов преподается на латышском, дети (в большинстве своем) выучили государственный язык.
Новая реформа лишь доводит изначальную идею до завершения и предлагает перевести все предметы на латышский, оставив ученикам школ нацменьшинств возможность изучать русский язык, литературу и культурологию.
Хотя в социальных сетях многие русскоязычные граждане Латвии высказываются против реформы, активно протестовать готовы далеко не все.
Даже на портале общественных инициатив петиция «за сохранение билинг­вального образования» собрала около 15 тысяч подписей — это немногим более 2% от всего русскоязычного населения страны.
«Я думаю, при всей противоречивости реформа 2004 года дала один результат: среди учеников, так скажем, русских школ уровень знания латышского языка значительно вырос, — говорит латвийский политолог Юрис Розенвалдс. — И родители уже приспособились к этой ситуации. Они понимают, что если их ребенок собирается делать карьеру в Латвии, то без языка ему никуда».
По мнению политолога, проблема не столько в самой реформе, сколько в позиции министерства образования, которое, разрабатывая реформу, не обращалось ни к школам, ни к родителям.
Несмотря на сравнительно небольшую численность протестующих, последовал неожиданно жесткий ответ. 8 мая был задержан, а 10 мая заключен под стражу один из лидеров протеста Владимир Линдерман. 11 мая полиция безопасности вызвала на допрос Татьяну Жданок, которая несколько месяцев назад сняла с себя полномочия евродепутата, чтобы участвовать в школьном протесте. 16 мая полиция безопасности сообщила, что расследует уголовное дело о проведенном 31 марта Всероссийском родительском собрании — своего рода митинге в помещении, где собрались родители русских школьников. В рамках уголовного дела Линдерман подозревается в разжигании национальной розни, антигосударственной деятельности и организации массовых беспорядков. Кроме него и Жданок в деле фигурируют еще три человека.
Здесь важно сказать несколько слов о задержанном. Владимир Линдерман — человек, широко известный в Латвии также под псевдонимом Абель. В конце 90-х он вступил в Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова, запрещенную на территории РФ, организовал латвийское отделение партии, а в 2002 году был объявлен в международный розыск после того, как полиция во время обыска нашла в его квартире взрывчатку. После этого Линдерман бежал в Россию, несколько раз был задержан там, а в 2008 году выслан в Латвию, где, однако, после долгого процесса был оправдан Верховным судом.
Кроме того, еще 21 апреля был арестован другой активный участник протеста — Александр Гапоненко. В чем именно обвиняет его полиция безопасности, пока неизвестно, дело засекречено.
Из числа лидеров протеста пока не предъявлены претензии только Мирославу Митрофанову — он в статусе евродепутата и обладает неприкосновенностью, при этом уже заявил, что готов сесть вместо товарищей. И Митрофанов, и Татьяна Жданок — сопредседатели партии «Русский союз Латвии».
Именно политизация протеста отпугивает многих противников реформы русских школы. Они готовы защищать права своих детей на родной язык, но не хотят ассоциироваться с «Русским союзом» или Конгрессом неграждан, который возглавляет арестованный Александр Гапоненко.