Однажды немыслимое уже было — Швейцария с Швецией в финале чемпионата мира, американцы с бронзой. Примерно в те же майские дни, только в Стокгольме пять лет назад. Россию вышибли американцы еще в Хельсинки (чемпионат проводили две страны), а швейцарцы, которых никто в расчет не брал, звездно-полосатых убрали в полуфинале. После чего я в кулуарах бросился поздравлять, как мне показалось, их хоккейного функционера, с которым мы замечательно побратались и как могли пообщались. На следующий день перед финалом на мониторе куба, висящего над ареной «Глобена», появился мой нечаянный собеседник. Титр внизу пояснял, кто это: «Президент Швейцарии Ули Маурер». Приятно вспомнить.
Тогда я болел, естественно, за швейцарцев. Чего за шведов-то болеть? Они и так сильные. Они были сильнее сборной Швейцарии, пусть и пропустили первыми. Быстро сравняли, быстро взяли игру в свои руки и уже не отпустили. Приз зрительских симпатий — моих, естественно, тоже — можно было отдать Швейцарии еще до финала.
Соотношение шведских и швейцарских болельщиков на финале было примерно 10 к 1. Шведам перемахнуть через Эресундский мост — раз плюнуть, швейцарцам дорога куда дольше. «Тре Крунур» шла к финалу, не проиграв ни одной встречи, Швейцария вышла в плей-офф с четвертого места. Сборная России во встрече с ними очень больших проблем не испытала. Да, подъехали после вылета «Нэшвилла» герой того шведского чемпионата защитник Роман Йози и нападающий Кевин Фиала, но против кого надо было выходить в плей-офф — сразу против финнов. Которые обе североамериканские сборные в группе разгромили, и что им были швейцарцы?
В общем, не ждали таких подвигов от команды Патрика Фишера ни болельщики, ни подопечные Лаури Марьямяки. Три швейцарских шайбы во втором периоде надломили даже финнов. И все, и дальше ждала Канада — пусть неуверенно, но прошедшая Россию. Канада, жаждавшая реванша за прошлогоднее поражение от «Тре Крунур» в Кельне. Канада, ведомая юным хоккейным гением Коннором Макдэвидом. Что против нее швейцарцы?
Я смотрел этот полуфинал с чувством ужаса и восторга. То, что не смогли сделать с неубедительной Канадой россияне, сделала Швейцария.
Не порядок бил класс, что можно было подумать. Порядок и класс били класс и хаос. Канадцы обычно прибавляют по ходу чемпионата, а сейчас они сдувались на глазах. И сдулись.
За четыре часа до этого радовались разгромившие сборную США в дневном полуфинале шведы и их болельщики. От «Роял Арены» к фан-зоне текла желтая река с редкими вкраплениями других цветов. Люди в желтом всех возрастов пели, танцевали, обнимались, целовали полицейских. Чуть позже форвард шведов Филип Форсберг скажет, что они играли, как дома. Ну, примерно так, как россияне в Минске четыре года назад.
Так вот, швейцарцы и шведам нос утерли. Я болельщиков имею в виду. Казалось, число людей в красном многократно увеличилось. Они были везде. Они были так искренне и безоглядно счастливы, что я, грешным делом, подумал, что завтра все может быть иначе. Ну не может средняя по составу и потенциалу команда в течение трех дней одну за другой пройти Финляндию, Канаду и Швецию. Грандов, монстров, да как угодно можно назвать и действующих чемпионов шведов, и вице-чемпионов канадцев, и титулованных финнов.
Результат полуфинала Швеция–США говорил только в пользу «Тре Крунур». Когда шведы взялись за дело серьезно и заработали, как машина, американцев с Патриком Кейном, Джонни Годро и другими звездами НХЛ видно не стало. Микаэль Баклунд и Магнус Пааярви разорвали защиту американцев в меньшинстве, тот же капитан Баклунд с Патриком Хернквистом — в большинстве. Маттиас Янмарк окончательно добил бедного голкипера Кейта Кинкейда через 11 секунд (!) после гола Хернквиста. Главный тренер американцев Джефф Блашил заменил вратаря на шестого полевого игрока за 9 минут (!) до сирены. Это походило на трагикомедию. Голкипера вернули после пятой пропущенной шайбы, но ему пришлось выгребать из ворот и шестую. По сути шведский зал давно уже пел песни. И готов был их продолжить с первых минут воскресного финала.
Но не тут-то было.
Это был мой 20-й чемпионат, на котором я работал непосредственно на месте действия. По поводу многих ворчал, как здесь в Дании. Оправдать себя могу только тем, что настроение зависело прежде всего от выступления сборной России. Признаюсь — был излишне строг к организаторам. Поправку сделаю не потому, что послушал бессменного президента Международной федерации хоккея Рене Фазеля — он всегда хвалит хозяев, независимо ни от чего. И тут похвалил. И даже не потому, что глава оргкомитета Хенрик Бах-Нильсен весьма убедительно рассказал, какую чемпионат принесет пользу датскому хоккею.
Чемпионат вывела на подобающую высоту совершенно невероятная интрига. И швейцарцы, конечно, главные ее вдохновители. Ну, повторился бы прошлогодний финал Швеция–Канада — классика жанра. А сборная Швейцарии даже заставила забыть о наших российских горестях. Она уже в финале доказала, что дело не в громкой вывеске. А в дерзости, отваге, силе духа, которые позволяют совершать чудеса.
Этот финал ничем не напоминал финал-2013, который завершился со счетом 5:1 в пользу шведов, естественно. Они тогда стали первой за четверть века сборной, победившей на домашнем чемпионате — в новейшие времена это до них никому из грандов не удавалось. Нынче тоже все вроде бы было домашним. Кроме этих ребят в красной форме, которых тренер бросал в бой со словами: «Я рад, что мы можем взять у них реванш». Патрик Фишер помнил про тот финал. Да все швейцарцы помнили.
Так они и играли. Без страха и упрека. С полной концентрацией и полной свободой. Роман Йози, самый ценный игрок чемпионата мира-2013 (такого случая, чтобы самым ценным признавали хоккеиста сборной второго эшелона, больше не было), ничего с тех пор не растерял. Именно он дважды поучаствовал в голевых комбинациях, которые завершали Нино Нидеррайтер и Тимо Майер. Это не сборная Швейцарии отыгрывалась, а «Тре Крунур». Тоже было кому — Густаву Нюквисту и Мике Зибанежаду.
В НХЛ на первых ролях играет почти сотня шведских хоккеистов. В Копенгаген прибыли 20 из них. Швейцарцев в НХЛ куда меньше, здесь их было шестеро. Ну, как в сборной России. Мастеровитые шведы давили страшно. Особенно страшно — в самой концовке. А за доли секунды до конца овертайма только штанга спасла ворота Леонардо Дженони.
Послематчевые броски в финале чемпионата мира — всегда драма. Справедливого исхода здесь не бывает. И что говорить о справедливости, если и здесь Швейцария вела. Почин Свена Андригетто был победительно красив. Но потом за дело взялись шведы, поднаторевшие в послематчевых буллитах, — так же они стали чемпионами мира в прошлом году. Оливер Экман-Ларссон и Филип Форсберг нашли у Дженони уязвимые точки. А у Андерса Нильссона их не нашли даже Фиала с Нидеррайтером.
Мне показалось, что шведы радовались даже больше, чем в Кельне, когда победили канадцев. Наверное, шведы были лучше. Им было положено по статусу, по опыту, да по всему.
Но «виват!» хотелось крикнуть другим.
Когда Петр I в 1716-м в Копенгагене поднимался в коляске по пандусу Круглой башни-обсерватории (брусчатка и поныне осталась той же), он, наверное, не знал, что датчане на льду уже гоняют пастушьими посохами что-то, похожее на будущую шайбу. Правда, когда хоккей стал современным хоккеем, Дания далеко не сразу вышла из тени. Ничего, когда-нибудь и датчане научатся побеждать.
Швейцария же научилась.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»