Квадрокоптер летит над центром Грозного, зрители видят перекрытый центральный проспект имени Кадырова, зеленые улицы, церковь и ее двор. Вооруженные до зубов спецназовцы гуськом бегут по церковному двору к стенам церкви, ломают тараном двери, обыскивают притвор и другие помещения храма. Их действиями из машины командует по рации Рамзан Кадыров. Следующий кадр: спецназовец ведет полураздетого мужчину, другой несет на руках младенца. Затем на улицу из ворот двора церкви вытаскивают и кладут в ряд тела боевиков. Спецоперация завершена. Момента убийства боевиков на видео нет, где и как это произошло — непонятно. Так же нет и других важных моментов (в перестрелке оказались убиты двое полицейских, прикомандированных из Саратовской области, и прихожанин церкви. Еще двое полицейских ранены).
Помимо квадрокоптера, который кружил в небе, было еще задействовано как минимум несколько видеокамер, снимавших события с разных ракурсов. Видеоролик длится чуть больше двух минут. Снят и смонтирован он профессионально и с эпическим масштабом: аналога такой красивой спецоперации сложно найти.
Напомню, перестрелка у храма Архангела Михаила произошла в субботу около трех часов дня, в самом центре Грозного, на пересечении проспекта имени Кадырова и улицы Субботников, рядом с мечетью «Сердце Чечни», крупного городского «Гранд-парка» и гостинично-делового комплекса «Грозный-Сити». В этом районе всегда много людей, особенно в выходные дни. Его круглосуточно охраняют и патрулируют наряды сотрудников полиции. А в последнее время тем более: Чечня является регионом ФИФА, именно здесь перед Чемпионатом мира по футболу живет и тренируется египетская сборная.
Сразу же после перестрелки вся прилегающая к храму местность была оцеплена подразделениями Росгвардии и СОБРа, проспект Кадырова перекрыт. Глава Чечни Рамзан Кадыров сразу же выступил с заявлением: «Боевики проникли в церковь Архангела Михаила, их целью было захватить прихожан. В результате немедленно проведенной спецоперации все четверо были уничтожены». После этого выступления почти на сутки Телеграм-канал главы республики стал единственным официальным источником информации о нападении. Там сообщалось, что боевики «проникли на территорию храма, имея при себе стрелковое оружие, обрез, ножи, топорики, пластиковые бутылки с горючей смесью».
На следующий день на одном из информационных интернет-ресурсов запрещенного Исламского государства появилось сообщение, что оно берет на себя ответственность за нападение на церковь. Анонимные источники в чеченских и ингушских силовых структурах подтверждали эту информацию ряду СМИ.
Их версия выглядит так: группа боевиков из четырех человек, вооруженная ножами, топориками и обрезом попыталась ворваться в храм во время службы, чтобы взять прихожан в заложники. Подозрительных мужчин с обрезом заметил полицейский патруль. Началась перестрелка, которая потом переместилась во двор храма. Моментально подоспело подкрепление. Боевиков уничтожили, личности нападавших оперативно установили. Ими оказались 18-летний Ахмет Цечоев из города Малгобека Республики Ингушетия и трое жителей Грозного: братья-близнецы Али и Амир Юнусовы и Микаил Элисултанов. Всем троим было по 19 лет.
По версии силовиков, Цечоев возглавлял группу и входил в связанный с Исламским государством Малгобекский джамаат, базировавшийся на территории Ингушетии. По словам полицейских, он примкнул к исламским радикалам, едва успев окончить школу.
Малгобекский джамаат (по названию района в Ингушетии) появился на слуху весной 2012 года после того, как группу боевиков в этом районе возглавил 37-летний Артур Гатагажев (фамилия может писаться и как Гетагажев). Вскоре он возглавил ингушскую ветвь Имарата Кавказ (организация, запрещенная на территории РФ). Гатагажев был не только жестким, но и амбициозным лидером. Он отошел от имаратчиков и присягнул лидеру Исламского государства. Одним из самых резонансных нападений под его руководством стало убийство секретаря Совета безопасности Ингушетии Ахмеда Котиева, а также теракт на похоронах одного из полицейских, в результате которого погибли 8 и были ранены 11 человек.
В мае 2014 года Гатагажев был убит сотрудниками ФСБ. После его смерти Малгобекский джамаат, единственный активный в республике на тот момент, прекратил свое существование. Причиной была не только гибель лидера, но и массовые зачистки силовиками даже потенциальных сторонников организации. С тех пор никто и ничего об этом джамаате не слышал.
На момент разгрома Малгобекского джамаата потенциальному лидеру нападавших на грозненский храм Ахмету Цечоеву было 14 лет. До прошлой субботы он не вызывал подозрений ни у ингушских, ни у чеченских силовиков: никогда не состоял на учете, ни разу не задерживался. Последний год Ахмет Цечоев учился на очном отделении Грозненского медицинского колледжа.
Даже если считать, что Малгобекский джамаат возродился вновь, версия о том, что Цечоев был одним из его лидеров, кажется совершенно неубедительной.
С этой версией не согласился даже Рамзан Кадыров. В своем Телеграм-канале он заявил: «Есть оперативная информация, откуда поступало поручение, с какой стороны дует ветер. Поэтому переводить стрелки на ИГ означает увести расследование в сторону от реальных покровителей».
Несогласие Кадырова с силовиками, помимо красивого видеоролика и очевидной монополии Телеграм-канала на дозы информации о нападении — еще один удивительный нюанс в этом деле. Как правило, подобные вооруженные нападения в республике автоматически связываются с Исламским государством.
*Организация, запрещенная на территории РФ
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»