Его миссия еще не закончена, глазурь на торте не сияет и вишенки не водружены, но уже сейчас, в процессе, можно уверенно сказать: Ким Чен Ын — самый искусный, эффектный и — главное! — эффективный политик начала XXI века. Рядом и поставить некого — все сплошь скучные, пугливые, с дурными прическами.
Вспомните — еще в начале этого года мнительные западные спортсмены опасались ехать на Олимпиаду в Южную Корею из-за возможных ракетных ударов с Севера. Ким запускал одну баллистическую ракету за другой, и они летели все дальше и дальше. Это была настоящая угроза — пусть и со стороны гротескного режима. Трамп, тоже парень резкий, горячая голова, отвечал словами, обещая геенну огненную — тьма сгущалась, ракеты дрожали перед стартом, мир затаил дыхание, ожидая страшного грохота на Дальнем Востоке… А нынче — погляди в окно! Под голубыми небесами лидеры Севера и Юга жмут друг другу руки; Ким Чен Ын встречается с Майком Помпео — сначала главой ЦРУ и теперь уже и Госдепа; Пхеньян переводит стрелки часов на время Сеула; в ближайшем будущем состоится встреча «изгоя № 1» и мирового жандарма № 1.
Услужливый Мун Чже Ин (президент Южной Кореи) уже предложил выдать Трампу Нобелевскую премию мира за «урегулирование кризиса» на корейском полуострове. Но Трамп тут не при чем — на его месте, как говорится, мог бы оказаться каждый (американский президент). Партию начал и все решающие ходы в ней сделал Ким. Сначала, ни с того ни с сего, вопреки регламентам и расписаниям, пожелал заслать делегацию на Олимпийские игры. Я помню, многих это возмутило, и согласие Южной Кореи было расценено как «недопустимая мягкость». Но, хозяин — барин… и, после визита коренастых девушек с Севера, процесс покатился с небывалой для медленной и формальной современной дипломатии скоростью! На сегодняшний день имеем помимо прочего обещание Ким Чен Ына о полном ядерном разоружении и закрытии испытательных полигонов, начало демонтажа которых спутниковая разведка подтверждает.
Ради чего вся операция? Ответ ясен — чтобы спасти режим и потешить собственное эго. Не исключаю, что о многострадальном северокорейском народе Ким тоже подумал, но, конечно, далеко не в первую очередь.
Каким образом «спасти»? Очень просто: с одной стороны, избавиться от санкций, получить щедрую экономическую, финансовую и технологическую помощь (что позволит выбраться из нищеты и отсталости); с другой — заручиться гарантиями неприкосновенности династии Кимов, невмешательства во внутренние дела Северной Кореи и ее идеологию. Пойдут ли США, Китай, Япония на такие условия? Еще как! А с популярностью и тщеславием еще проще: можно не сомневаться, что после триумфальной встречи с Трампом Ким Чен Ын и его страна станут моднейшей темой (как Горби и СССР в свое время, хотя и не в таком глобальном масштабе), молодежь будет стричься «под Ына», в Пхеньян хлынет вал делегаций и туристов, да и Нобелевка — пустячок, а приятно.
Как такую операцию удалось (во всяком случае, все к тому идет) провернуть? Полагаю, Ким Чен Ын придумал историю уже давно: оживил и максимально ускорил военную программу, добился впечатляющих результатов, накалил обстановку до предела — и вдруг, без особой подковерной дипломатии, с широкой улыбкой протянул руку дружбы и миролюбия. Да, это чистой воды шантаж, и он подействовал.
Есть ли у Кима проблемы? Да, но они легко решаемы. Не представляю себе, что должно произойти, чтобы Ын и Трамп не заключили сделку. Еще проще договориться с собственным народом и элитой. Не нам ли в России знать, как легко перепрограммировать население с помощью всемогущей пропаганды: да, был лидер нации суровым и ракетно-ядерным, а стал добрым другом дяди Сэма, и с холодильником Samsung в придачу! Перекуются все за несколько месяцев, если уже не перековались. А парочку непримиримых идейных борцов чучхе из старой гвардии — посадить или расстрелять. Дядя только спасибо скажет.
А что Россия — вроде как союзник Кима номер два (после Китая)? России, смею предположить, уготована роль козла отпущения. Ничего летального, но чувствительно.
Одно последствие гарантировано: раньше у «цивилизованного мира» было три главных врага (в порядке одиозности): Северная Корея, Иран, Россия. Теперь останется два — со всеми вытекающими.
Во время своих переговоров Ким и Трамп, естественно, не обойдут стороной проблему опасного и непредсказуемого «северного соседа». И вот тут я легко допускаю, что ребята сойдутся на таком решении: в целях гарантирования мирного процесса и безопасности безъядерных Корей разместить на Севере полуострова парочку американских военных баз. (В Москве — тяжелое кряхтенье.)
Возвращаясь к самому началу: я действительно удивлен и восхищен политической искусностью Ким Чен Ына. Слив ядерной программы Северной Кореи и превращение ее из законченного концлагеря во что-то более человечное (неизвестно, правда, до какой степени) — несомненно, прекрасные новости. Циничность процесса, особенно насквозь фальшивая мантра об «объединении двух Корей», слегка коробит. Но это допустимая цена за усыпальницу Чучхе.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»