В конце мая на совете директоров футбольного клуба «Локомотив» подведут итоги сезона. Казалось бы, первое за 14 лет чемпионство — тот случай, когда можно пить шампанское и выбивать бонусы на следующий сезон. Но на самом деле блеск золотых медалей только ретуширует проблемы, с которыми клуб столкнется в следующем сезоне, а он, если брать в расчет трансферную работу, начинается как раз в мае.
Главное событие в истории «Локомотива» последних лет произошло не в клубе, а в его главном спонсоре — РЖД. Два года назад госмонополию возглавил бывший заместитель министра транспорта Олег Белозеров, принявшийся аккуратно зачищать компанию и ее дочерние структуры от наследия Владимира Якунина. Начав с ротации в ключевых структурных подразделениях материнской компании, Белозеров завершил ее кадровыми перестановками в непрофильном активе, футбольном клубе «Локомотив».
До последнего момента новые боссы не понимали, кем следует заменить президента клуба Ольгу Смородскую, которая настроила против себя большинство болельщиков клуба и при этом не обеспечила серьезных спортивных результатов.
Илья Геркус. Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Тогда, в начале мая 2016 года, в высокие кабинеты РЖД и попала фамилия бывшего финансового директора питерского «Зенита» и экс-руководителя «Лиги-ТВ» Ильи Геркуса. Молодой интеллигентный менеджер никогда не был на первых ролях в большом футболе, но успел заслужить репутацию человека крайне трудолюбивого и бесконечно преданного у миллиардера Бориса Ротенберга, по просьбе которого помогал его сыну в развитии компании «Спорт-Концепт» (главном поставщике спортивной экипировки Федерации хоккея России и Континентальной хоккейной лиге).
По словам знакомых миллиардера, внимание Ротенберга Геркус привлек благодаря успешной организации сочинского гран-при «Формулы-1».
Задачу перед новым руководителем сформулировали просто — достичь достойных спортивных результатов, по мере возможности развивать футбольную академию, а главное — вернуть на стадион в Черкизове потерянных за последнее десятилетие поклонников команды.
Были и проблемы, не видные внешнему наблюдателю. Часть талантливой молодежи и тренерский штаб работали с агентами, на лояльность которых рассчитывать не придется. Наладить с ними диалог, а также укомплектовать команду к новому спортивному сезону предстояло Игорю Корнееву, приглашенному Ильей Геркусом на пост спортивного директора благодаря совместной работе в Санкт-Петербурге.
Первым делом, однако, пришлось искать тренера: у и.о. «машиниста» Олега Пашинина диагностировали проблемы с сердцем.
Геркус, открыто симпатизирующий европейской тренерской школе, планировал подыскать для команды наставника в немецкой бундеслиге. Однако был вынужден выполнять неформальные обязательства перед бывшим работодателем Ротенбергом, которому до назначения в «Локомотив» пообещал поддержать кандидатуру его близкого друга Курбана Бердыева.
Даже российские миллиардеры порой становятся жертвами своей наивности — лоббируя своих протеже в сторонние структуры, они лишь спустя время понимают, что те после получения высокого статуса цепляются за первую же возможность разорвать старые связи.
Так случилось и с Ильей Геркусом. Проведя дежурные переговоры с Курбаном Бердыевым, новоиспеченный президент «Локомотива» подготовил руководству РЖД небольшой список кандидатов на пост главного тренера, сопроводив его тривиальными характеристиками.
В список помимо Бердыева вошли итальянский тренер Чезаре Пранделли, который вряд ли догадывается об этом по сей день, а также легенда «Локомотива» Юрий Семин, которому Геркус дал самые лучшие характеристики.
Юрий Сёмин. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Видимо, он рассматривал Семина как идеальный противовес Курбану Бердыеву и надеялся избежать вмешательства в клубные дела бывшего покровителя Ротенберга. Ну и очевидно, что это был широкий жест в сторону всех болельщиков и значительной части спонсоров, желавших видеть у руля любимой команды именно Семина.
Следуя излюбленному принципу переговорной стратегии win-win, Геркус предложил кандидатуру Юрия Семина совету директоров клуба, наибольшее влияние на который имели представители «Трансмашхолдинга» во главе с миллиардером Андреем Бокаревым и его подручным Анатолием Мещеряковым. Кандидатура Семина была одобрена руководством клуба и нашла поддержку и в совете директоров РЖД, в том числе у группы старых железнодорожников и у Сергея Степашина.
О возвращении легенды было объявлено официально в августе, под занавес летнего трансферного окна.
Контракт с Семиным подписали на год, с автоматическим продлением на этот же срок в случае попадания команды в еврокубки.
Трансферы
Незадолго до закрытия трансферного окна состав «Локомотива» пополнили динамовцы Игорь Денисов и Борис Ротенберг. Сделка стала «пакетной». Переход Денисова был лишь составной (но не неотъемлемой) частью перехода Ротенберга-младшего. А этот трансфер должен был укрепить не столько команду, сколько позиции самого Геркуса, который ранее некрасиво расстался с влиятельной семьей. Чтобы смягчить эту ситуацию, логично было пригласить сына миллиардера, отказавшегося от работы в компаниях отца или карьеры в госкорпорациях ради детской мечты стать чемпионом России по футболу. (В «Динамо», которое тогда вылетело из элитного дивизиона, это было невозможно.) Но даже этот логичный шаг Геркус сделал не сам, а под давлением петербургских бизнесменов, к которым гендиректор «Локо» обратился за советом и защитой.
Как раз в это время в команде разгорелся первый большой конфликт: агенты братьев Алексея и Антона Миранчука, двух главных звезд команды, потребовали от клуба увеличения жалованья для своих клиентов. Контракты братьев истекали в ноябре 2017 года, и за их продление агенты запросили круглую сумму, обещая в противном случае добиться перехода в стан конкурентов. Наибольшую заинтересованность в услугах футболистов проявляли «Рубин», «Зенит» и «Краснодар».
История с подписанием контактов с Миранчуками затянется на полгода, за которые клуб и агенты выскажут друг о друге много нелицеприятного через прессу, и разрешится вновь благодаря вмешательству людей извне и помощи членов совета директоров.
В декабре клуб объявил об увольнении спортивного директора «Локомотива» Игоря Корнеева — на смену ему пришел Эрик Штоффельхаус, который когда-то работал в спортивной дирекции «Шальке», но последние годы возглавлявший детскую футбольную академию в канадском Онтарио.
Фигура нового функционера, которого в клубе и сегодня называют альтер-эго Ильи Геркуса, станет камнем преткновения в отношениях между руководством клуба и тренерским штабом. В марте 2017 года по рекомендации немецкого специалиста клуб заключил контракт с перуанским форвардом Джефферсоном Фарфаном, о чем главный тренер Юрий Семин был поставлен в известность прямо во время сбора команды в испанской Марбелье.
А спустя месяц Илья Геркус провел переговоры с тренерами Скрыпником и Фогелем, не поставив в известность совет директоров и руководство РЖД.
Информация о поиске нового наставника в обход совета директоров тогда все-таки вылезла в прессу, но назревавший конфликт удалось погасить благодаря победе «Локомотива» в Кубке России.
По случаю триумфа, обеспечивавшего участие команды в новом розыгрыше Лиги Европы, итоговое заседание совета директоров посетил глава РЖД Олег Белозеров. Члены совета уже готовились заслушать доклады Ильи Геркуса и Юрия Семина и продлить полномочия последнего еще на один год, как генменеджер клуба заявил о необходимости смены главного тренера.
Дослушивать Илью Геркуса Белозеров и Семин не стали…
Конфликт
Летом 2017 года решением совета директоров клуба контракт Юрия Семина был продлен еще на год, однако отношения между тренером и президентом испортились: Илья Геркус фактически перестал участвовать в жизни команды, ни разу не появившись на базе команды в Баковке.
Семин, в свою очередь, жаловался руководству РЖД на низкое качество трансферной работы, выполняемой клубом.
Так, например, в августе Семину не удалось заполучить в свою команду форварда питерского «Зенита» Артема Дзюбу, которым он планировал заменить выбывшего из состава в связи с травмой бразильца Ари. Тренер негодовал, почему Геркусу не удалось арендовать российского форварда, если с таким предложением вышел сам питерский клуб? Правда, новичка для команды подыскал спортивный директор Эрик Штоффельхаус, который привез в Москву португальца Эдера.
Пассивную позицию президент клуба занял и в вопросе выкупа трансфера защитника «Рубина» Соломона Кверквелии, блестяще отыгравшего половину сезона в «Локомотиве». Контракт с футболистом был заключен только после личного визита в Казань члена совета директоров клуба Андрея Бокарева.
Этой весной Илья Геркус вошел в конфронтацию с самим Бокаревым, который уличил президента клуба в организации утечек в прессу о внутренней жизни клуба. Особенно ему не понравилось, как Геркус выискивает в клубе «выходцев из Измайловской ОПГ». Тут Бокарев увидел нелицеприятные намеки в свой адрес.
Катализатором же конфликта с Семиным стала встреча Ильи Геркуса с итальянским тренером Карло Анчелотти, которому было предложено принять команду по окончании текущего сезона. Сезона, в котором «Локомотив» удерживал первое место в чемпионате и двигался по турнирной сетке в Лиге Европы.
Геркус наверняка вынес бы предложение сменить тренера и на заседании грядущего совета, если бы за два дня до золотого матча с «Зенитом» на продлении контракта с Юрием Семиным не настоял сам глава РЖД.
В следующем сезоне Геркус едва ли откажется от идеи уволить главного тренера, хотя бы потому, что уверен: его вклад в успехи клуба больше и с составом, который он собрал, победить в чемпионате может кто угодно. Семин наверняка мог бы сказать то же самое со своей колокольни: если я выиграл чемпионат даже с таким гендиректором, то без него смогу добиться успеха и подавно. Этот конфликт не может закончиться иначе, чем увольнением из клуба как минимум одного из его фигурантов. Вопрос только, произойдет ли это по ходу следующего сезона, или уже 28 мая.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»