Это было довольно хмурое утро Международного дня памятников и исторических мест. Мы стояли у бюста Пушкину, в маленьком сквере у выхода из метро «Бауманская», и ждали трамвая — я и глава муниципального округа Басманный, председатель Совета депутатов Геннадий Аничкин. Пробегающие на работу москвичи с удивлением косились на запруженный зонтиками сквер — у Пушкина сегодня собрался весь цвет округа. Поливал дождь, неслись из динамика «Улочки московские» от группы «Любэ».
— Сегодня день сохранения объектов культурного наследия, 21-го мы указом президента отмечаем День местного самоуправления, а как депутатам отмечать? Через конкретные дела, — довольно бодро для девяти утра рассказывал мне Аничкин. — В субботу ударным трудом с лопатами и граблями будем очищать Москву, а сегодня у нас очередная научно-практическая конференция «Чистые пруды: история, традиции, экология» — планируем принять резолюцию по самым острым вопросам. Вот Чистые пруды не чистились с 70-х. У нас не очень хороший показатель по воде, у нас там рыба дохнет, и ресторан «Шатер», который разрастается как раковая опухоль. Москвичи его не воспринимают.
— А вы сами на Прудах гуляете? — спросила я.
— Ну а как же, — даже удивился глава. — Я житель Красносельского, но здесь уже с начала 2000-х депутатом. У меня сын на Прудах занимался в клубе «Кодокан», на коньках катались. Мало кто знает, что Чистые пруды сейчас — это как ванная. В одну трубу вода вливается, в другую выливается. Но это же такая проблемная вещь — очистить пруды, — все-таки немного притормозил Аничкин. — Это остановить целый квартал, мы же не можем это делать в год ЧМ по футболу. Надо найти время, понять стоимость, риск для жителей близлежащих домов, все надо взвесить, предложить рекомендации.
Тут и наш трамвай подъехал. И мы поехали — по несуществующему в обычной московской реальности маршруту — от Бауманской до Чистых.
Депутат Елена Майорова. Фото: Влад Докшин / «Новая»
— Сегодня здесь наш главный актив, — рассказывала мне депутат Елена Майорова во главе трамвая. Молодой человек представлял в микрофон маршрут спецэкскурсии: Немецкая слобода, окрестности Курского вокзала, Андроников монастырь, Пролетарка, Замоскворечье… — Бывшие и нынешние депутаты, почетные жители округа, советники главы управы. Вы видели главу управы? Он новый у нас, но вроде бы вникает во все. Хотите познакомлю? И, конечно, активные жители — каждый отвечает за свою территорию района. А вот и самый активный! — Елена перехватила мужчину в темном костюме. Мужчина бегал от водителя к колонкам — проверял звук. — Ершистый, но всегда говорит правду. В доме 38 по Бауманской, где он проживает, — идеальный порядок. Мы с ним даже на кровлю залезали во время ремонта.
— Еще не идеальный, — угрожающе пробурчал Виталий Кривулин, который представился мне «исполнительным директором сети коммуникаций» в обычной жизни.
— Он переживает, потому что даже управление жилыми домами сегодня управляющими компаниями процентов на 60 формальное, — пояснила Елена.
— На 98, — поправил Виталий. — Если я сейчас начну рассказывать…
— Не надо, сегодня праздник и про экологию, — ласково перебила жителя депутат. — Лучше расскажите, как вы привели в порядок выход из метро «Бауманская».
— Убрали незаконные торговые палатки, рекламные стенды, — с готовностью начал перечислять Виталий. — Там толпа студентов колоссальная, а они все облепили! Все будет по-другому — с плиткой, фонариками. Еще борюсь с торговым комплексом — как можно в московском дворике строить многоэтажную пирамиду?
— Вот с каждой такой проблемой жители объединяются, там у них такие дебаты! — с гордостью рассказывала Елена. — Наша общая цель — достучаться до власти. У депутата полномочий — одного пальца на руке хватит. Но если объединиться — могут услышать. Если не расколют, конечно, а у «них» есть такие методики. Раньше на Калининский район было 400 депутатов. В 90-е — вплоть до драк, но решали совместно всё, в сторону жителей, их проблем. Если фасад рушился, его ремонтировали в тот же день. Сегодня департаменты даже между собой не могут договориться, плюс все через тендеры, а еще говорят — борьба с коррупцией.
Вход в «Шатёр». Фото: Влад Докшин / «Новая»
То, что Майорова делает этим своим одним пальцем, — впечатляет. Исконный местный житель, она уже и сама одна из легенд Чистых прудов. Совместными усилиями с жителями отстаивали от застройки известную с XVII века Хохловскую площадь — теперь там прогулочная зона с фрагментом стены Белого города. Отбили открытый доступ в Морозовский сад. Хитровка, Покровка, Маросейка… Наблюдают за «Моей улицей», фиксируют нарушения и пишут, пишут… Последние 15 лет — еще и по поводу той самой «раковой опухоли».
— В 2002-м вся эта история с «Шатром» начиналась с разрешения префектуры на один понтон — мол, на лето, потом уберут. Сейчас понтонов три, — начала долгую и почти детективную историю Елена. — Результат — нарушенная экология и исторический облик Чистых прудов. Ресторан сбрасывает в пруд отходы — у них нет канализации. По пруду расплываются жирные пятна. Как-то всплыла вся рыба. Сделала запрос, получила ответ: рыба замерзла. А на улице 15 градусов тепла было. В этом году не было знаменитого катка — ресторан подтапливает воду, и это небезопасно. Не смогли жить в пруду лебеди, даже утки в этом году не прилетели. Чистят пруды летом — сачком, когда они уже заросли по пояс. Писала двум мэрам, префектам, департаментам… Стандартный ответ: «Установка плавающего понтона согласована всеми инстанциями». «Мосводосток», у которого владельцы ресторана арендуют водную гладь, в ответ на мой запрос назвал пруды лужей, не имеющей исторического значения, и подтвердил, что согласовывает размещение. Управа мне тоже сообщает, что там все в порядке. В 2010-м временное летнее кафе переоборудовали в стационарное сооружение. Потом зарегистрировали как строение с адресом. А недавно, не поверите, зарегистрировали как плавсредство. Я уже даже Дерипаску просила, который сейчас соседним спортклубом владеет, — купите этот «Шатер» и снесите. А они месяц подумали и отошли. Видимо, там очень серьезные люди.
— Что, толкать надо? — оживился на соседнем сиденье еще один местный активист, когда мы встали на очередном повороте. Оказалось, водитель вышла перевести стрелки.
— Это я придумал маршрут, — признался Кривулин. — Чиновники ведь, как дети, — хотели по кругу кататься два часа, но это же с ума сойдешь. Подготовили обращение от депутатов, я ездил в депо имени Баумана и в их головные структуры. Пошли навстречу, скоординировали разные депо, трамвай вот пригнали с Пролетарской. Ты плавки взял, кстати? — переключился он на коллегу по району. — Сейчас до прудов доедем, нырнем с незаконно стоящего кафе и будем ловить мерзнущих окуней. А глава управы, как Мао Цзэдун, вплавь пересечет «Янцзы». Что, устали экскурсию два часа слушать? Я предлагал цыган, но председатель Совета депутатов не захотел. А я бы с «Ромэном» договорился.
— Я хотел спеть песню про Чистые пруды, но в прудах чистой нет воды, — вдруг тихо и красиво запел активист, который таки не взял плавки, — холеный, импозантный мужчина. — А ведь я в 80-м на выпускном пруд на спор переплыл..
Более официальная часть конференции в зале местной Библиотеки имени Достоевского началась традиционно — с приветствий. Заочные зачитал председатель Аничкин, глава управы — молодой, в модном синем костюме Салман Дадаев — выступил лично. Напомнил про прошедший год экологии. Вспомнил про очистившего «поганые» пруды Меньшикова, успешно справившиеся уже в наши дни с аналогичной проблемой Сокольники и недавнее благоустройство Чистых.
— Имеется каток и лодочная станция, ведется работа по очистке поверхности пруда, — напомнил собравшимся он. — Но раньше в пруду была рыба, было больше птиц, и это говорит о том, что, наверное, надо озаботиться экологической составляющей прудов в большем объеме… Мы должны выработать определенный посыл для того, чтобы Чистые пруды остались чистыми не только с точки зрения наличия какого-то мусора, но и чисто духовно.
Впрочем, посыл собравшиеся вырабатывали без главы, который прослушал исторический экскурс о Чистых прудах от сотрудника Государственного архива социально-политической истории Сергея Калиничева («именно на здешнем катке в начале XXI века тренировались первые чемпионы мира от России по конькобежному спорту») и покинул зал на середине выступления Юрия Роста. И счастливо пропустил весь самый напряженный следующий час. Пересказывать Роста — не моего таланта дело. Гастроном в бывшей стасовской гостинице, художник Илья Кабаков, московский Монмартр… Реальные, живые Чистые. «Юрий Михайлович и сам — наша достопримечательность», — сказала мне Елена. Под конец всплыла и «опухоль» — «уродство, способное превратить Чистые пруды в поганую лужу». И больше уже далеко не уплывала.
Рассказал об особой магии, мифологии, интимности Чистых историк-краевед Леднев. «Если человек пришел на Чистые пруды, это значит, что он стал москвичом». И довольно скоро тоже перешел к ресторану, который, по словам почетного жителя района, помимо грязи вызвал жуткий оптический эффект — пруд сжался, как шагреневая кожа, и действительно превратился в лужу.
— Если уж мы заговорили о «раковой опухоли», я вас прошу — сформулируйте конкретные предложения в проект резолюции, — решил добавить конструктива председатель Совета депутатов и передал слово руководителю департамента экологических программ ООО «ТД «Строительный рейтинг инноваций и развития регионов» Александру Молодых.
— Я хотел бы вернуть вас всех в сегодняшнюю реальность. Я, конечно, понимаю — раковая опухоль, ресторан… но это не глобальная проблема для Москвы, ее центра и системы в целом, — смело заявил руководитель и, кажется, допустил роковую ошибку.
Молодых решил говорить про промзоны. «На территории Басманного — куда ни плюнь, везде промзона», — прямо так и сказал. Начал предлагать создание комиссии по оценке канализаций промзон, подгонку соответствующей документации и использование научной базы района. И предложил внести в резолюцию то, что он сейчас в общих чертах рассказал.
Белых лебедей на Чистых давно нет. В этом году сюда не прилетели даже утки. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
— В общих чертах ничего непонятно! — крикнул какой-то мужчина, и публика, наконец, взорвалась. Требованием вернуться к Чистым.
— Экология Чистых прудов зависит от экологии всего Бауманского района, — пытался переговорить хор возмущения Молодых. — То, что здесь не плавают лебеди… Я бы хотел сказать, что «Мосводосток» на сегодняшний день неплохо очищает пруд…
— Да вы что! — прямо захлебнулась эмоциями эффектная брюнетка. — Мы про экологию сегодня? Вы сделали такую укладку водостоков, что у нас всё по колено. Из-за световых идиотизмов прошлой осенью вырубали деревья с корнями, и это называется «праздничным инновационным оформлением экологической зоны», которое бьет нам в окна. Водостоки, лебеди, раковая опухоль — вы можете что-то по этому поводу сказать?
— Конечно. Здесь необходимо поставить локальное очистное сооружение, которое позволит насытить кислородом и озонировать вот этот наш водоем. Для этого нужно выйти на правительство Москвы, но с внесением поправок в градостроительный кодекс с точки зрения технологической его части. Я правильно ответил? — спросил брюнетку Молодых.
— Знаете, что я вам скажу? — опасно прищурила глаза брюнетка. — Какая документация, какое озонирование! Вы сделайте так, чтобы в Чистые пруды дерьмо не стекало! Не надо никаких заключений, я вам могу сама показать все точки. В 70-е не было никаких проблем без всяких экспертиз. Говорите конкретно!
— По заключению экспертизы, в Чистых прудах превышена значительно норма селена, железа и марганца, которые действительно отравляют атмосферу и дают тот самый запах, — все-таки заговорил конкретно Молодых и перешел к водостокам: трубы сгнили, нужно подвести научную базу под проблему, дать наукам и новым технологиям поработать на исторической территории Чистых прудов.
Брюнетка приблизилась к точке кипения. Председатель попросил обозначить возможные сроки и стоимость наук и технологий. Молодых обозначил: три недели на обследование инженерных систем прудов, еще три — на установку локальных очистных сооружений. По цене: «В пределах миллиона рублей всего лишь». Тут уже все совсем кричать начали. И про тендер, который, наверное, компания Александра хочет выиграть, и про то, что с рестораном будет, и откуда такие деньги. Пришлось председателю принудительно останавливать вакханалию, добавив, что брюнетку Светлану услышали, а «Сан-Саныч с миллионом, конечно, погорячился».
Потом еще Елена Майорова выступила с тем, что мне в трамвае рассказывала. Отчитались о собственном анализе воды из прудов и прочитали стихи учащиеся школы № 354.
— Может, вы мне все-таки на пару вопросов ответите? — уточнила я у вернувшегося в перерыве господина Дадаева. Официально нас так и не представили. Знакомиться со мной как с представителем «Новой газеты» глава управы отказался еще в трамвае — через депутата Майорову.
— Нет, не отвечу, — ответил мне глава. — Потому что мы не даем комментарии — только через пресс-службу всё.
К слову, в 2011 и 2012 годах собственник «Шатра» — организация ОАО «Ратионал», являлась поставщиком услуг по двум государственным контрактам. Заказчиком данных контрактов значится управа Басманного района. Предмет первого: «Оказание услуг по организации и проведению праздника «Новогодние народные гулянья на Чистых прудах»; 498 000 рублей. Предмет второго: «Оказание услуг по организации и проведению мероприятия, посвященному празднику «Широкая Масленица» в Басманном районе»; 320 000 рублей.
На второй части конференции была тишь да гладь. Увлекательно рассказала про экскурсионные жемчужины соседей Басманного Ленара Гадельшина из музея «Огни Москвы». Сделал краткий экскурс в археологию краевед Валентин Карелин. Презентовали музей Басманного района и проект «Басманный город»…
К четырем перешли к пополнению составленной инициативной группой резолюции предложениями из зала. Председатель подтвердил, что при проведении независимой лабораторной экспертизы в воде из Чистых прудов были обнаружены ингредиенты, представляющие значительную опасность для флоры и фауны.
— Обратиться к мэру С.С. Собянину с просьбой взять под особый контроль вопрос комплексного благоустройства территории Чистых прудов с их полной очисткой. В частности. Дать поручение ГУП «Мосводосток» разработать техзадание по комплексной очистке прудов с последующим их преобразованием в место отдыха. Инициировать расторжение договора по аренде ресторана «Шатер» на водной глади Чистых прудов. Учесть предложения по возвращению на Чистые пруды лебедей, — зачитывал председатель. — Есть что-то, что мы не учли?
Светлана напомнила про «идиотизмы». Внесли предложение о создании художественно-архитектурного совета.
— Знаете, я больше пятидесяти лет здесь живу, и, готовясь к конференции, штудировал вопрос очистки прудов, — поднялся с места певец из трамвая. — Кому интересна сумма — в 2003 году комплексная реконструкция и очистка Патриарших прудов обошлось городской казне в 137 млн рублей.
И начался праздник. С награждением победителей фотоконкурса и присвоением званий почетного жителя Басманного района. Разошлись многие чиновники и соседи из других районов, «свои» переместились поближе к импровизированной сцене, переместился к «своим» и председатель. Девушки в красивых платьях выносили дипломы, со слезами в голосе вручила каравай и иконы председателю «Общества воинов-интернационалистов Афганистана района «Басманный» председатель Совета ветеранов… За огромным окном библиотеки над «Шатром» занимался вечер. Скоро в окна Светланы снова заглянет инновационное оформление экологической зоны. Но жители не спешили расходиться по домам. Наверное, хотелось еще немного поверить.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»