В Петрозаводском городском суде 9 апреля начался процесс по делу о гибели 14 детей на Сямозере летом 2016 года. На скамье подсудимых шестеро: инструкторы лагеря «Парк-отель «Сямозеро» Валерий Круподерщиков и Павел Ильин, которые находятся под подпиской о невыезде, бывший руководитель карельского Роспотребнадзора Анатолий Коваленко и его заместитель Людмила Котович, а также директор лагеря Елена Решетова и ее заместитель Вадим Виноградов. Виноградова и Решетову привели под конвоем — они находятся в СИЗО, их арестовали в июне 2016 года. С этого же времени под домашним арестом содержится Анатолий Коваленко.
9 апреля весь день с перерывом на обед сотрудникам и руководству лагеря зачитывали обвинение. Им вменяют оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 3 ст. 238 УК РФ). Решетовой, Виноградову и Круподерщикову — оставление детей в опасности (ст. 125 УК РФ).
Согласно обвинению, сотрудники лагеря 17 и 18 июля 2016 года вывели детей на неисправных и перегруженных плавсредствах в шторм, не взяли с собой моторную лодку, потому что она оказалась неисправной, а спасательные жилеты, которые они надели на детей, можно было использовать только днем на спокойной воде. Вадим Виноградов 17 июня получил СМС-сообщение от МЧС о приближающемся шторме, по телефону сказал об этом Решетовой, но та «дала указание выходить в поход». Ни руководство лагеря, ни инструкторы вовремя не сообщили о чрезвычайной ситуации, опасаясь негативной реакции директора лагеря. Молодые инструкторы не имели подходящих навыков для водных походов, но их все равно отправили с детьми. При этом часть детей не была обеспечена спасательными жилетами. В результате трагедии 18 июня во время шторма на Сямозере утонули14 детей.
10 апреля прокурор потратил еще один день, чтобы зачитать обвинение экс-руководителю управления Роспотребнадзора Анатолию Коваленко и его заместителю Людмиле Котович. Их обвиняют в халатности по ч. 3 ст. 293 УК РФ.
Прокурор зачитала обвинение, согласно которому еще в 2015 году после заявления одного из родителей лагерь «Парк-отель «Сямозеро» проверяла республиканская прокуратура. В лагере были выявлены множественные нарушения: отсутствовала москитная сетка, в спальнях не было шкафов для одежды и обуви; в корпусе, где проживали дети, велись ремонтные работы; в туалетах и корпусах не было мыла; несвоевременно вывозили мусор; неправильно хранились продукты питания. После проверок несколько сотрудников лагеря получили штрафы до 1000 рублей. Пряжинский районный суд 12 апреля 2015 года не стал закрывать лагерь, а оштрафовал его на 50 000 рублей.
В мае 2016 года руководство лагеря снова подало документы на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам. Но в лагере снова нашли нарушения. Тем не менее руководству лагеря 3 июня разрешили открыться, но с оговоркой: «без проведения специализированных детских программ с походами». А 9 июня 2016 года началась плановая проверка лагеря, которая завершилась уже после трагедии.
— Вот они сейчас пишут: «Установленные нарушения являлись основанием для принятия мер по закрытию», — объяснил «Новой» Михаил Шогин, адвокат замглавы Роспотребнадзора Людмилы Котович. — Роспотребнадзор не может повесить замок, нужно в суд обращаться. И эти нарушения существенными не являются. Грубо говоря, сейчас Людмиле Михайловне что вменяют? Что не было кнопки на сливном бачке [в туалете], из-за этого дети погибли.
В начале заседания судья Александр Смирнов зачитал ходатайство Виноградова, который попросил рассмотреть дело в дополнительные дни перед майскими праздниками.
Судья сказал Виноградову, что у него много других дел как раз в эти дни. На дело о трагедии на Сямозере Петрозаводский городской суд и так выделил 12 дней в апреле и 11 дней в мае.
В деле о гибели детей на Сямозере предстоит выслушать 255 свидетелей обвинения, 52 свидетеля защиты, 16 экспертов и специалистов. Общее количество участников заседания — 419 человек из разных регионов России. Среди них 57 потерпевших из Москвы, в том числе родители, которые отправили в лагерь «Парк-отель «Сямозеро» своих детей летом 2016 года.
После трагедии на Сямозере начались проверки детских лагерей по всей стране. Весной 2017 года суд приговорил фельдшера Суоярвской ЦРБ к трем годам колонии поселения с отсрочкой наказания. Фельдшер Щербакова приняла вызов от тонущих детей, но подумала, что это розыгрыш, и не сообщила о чрезвычайной ситуации.
В день трагедии выживших и тела погибших детей выбрасывало на берег рядом с деревней Кудама, чьи жители участвовали в спасательной операции. Через год после трагедии в деревне открыли музей ангелов, в сентябре 2017 года был открыт сбор средств на строительство часовни на берегу Сямозера.
Сергей Маркелов —
специально для «Новой»
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»