В Москве идет (с дополнительными программами идет уж два месяца) национальный театральный фестиваль «Золотая Маска». Идет, каждую весну наводя все на ту же мысль.
Важнейшее для цеха, для развития театра в «Маске» все-таки не привоз в Москву лучших спектаклей из Петербурга (в 2018-м — «Губернатор» Андрея Могучего, «Дядя Ваня» Юрия Бутусова, «Преступление и наказание» Аттилы Виднянского (Венгрия) в Александринском театре, «Страх Любовь Отчаяние» Льва Додина по Брехту).
Важнейшее в «Маске» — поисковая работа ее экспертных советов. Методичный, за четверть века отстроенный годичный процесс отсмотра всех премьер России.
Эксперты нынешней «Маски» объехали 173 города. Отсмотрели 800 спектаклей.
Что же из этого следует? Следует то, что новые имена и репутации, гранды следующего поколения медленно вырастают из конкурсных показов в столице. Именно так входили в оперативную память зрителей и профессионалов гранды нынешние — из тех, кто уже был по возрасту «охвачен» отбором «Маски». И Андрей Могучий. И Юрий Бутусов. И Дмитрий Крымов. И Дмитрий Черняков. (Причем в «случае Чернякова» в 2000 году на «Маске» был отсмотрен и замечен с одобрением, скажем так, «Молодой Давид» Владимира Кобекина в Новосибирской опере. А уже в 2001-м фестивальную публику взорвал эпический «Китеж» Чернякова в Мариинском театре. Но без показа «Молодого Давида» не началась бы работа с Мариинским).
И с актерами, естественно, — то же. Помню, как пятнадцать лет назад присяжные зрители «Маски» рассказывали друг другу: какая интересная Нина в «Чайке» Додина. И это дебют!
И все вы, граждане, знаете тогдашнюю дебютантку. Зовут ее Ксения Раппопорт.
Процесс продолжается. Зреют новые репутации. На карте РФ обозначаются новые адреса. Уже второй раз приезжает на «Маску» маленький театр «Грань» из Новокуйбышевска со спектаклями своего лидера Дениса Бокурадзе (начинал он в том же театре «Грань» как актер). Вслед за изысканным, мрачно-средневековым «Кораблем дураков» по старофранцузским фарсам — Бокурадзе номинирован с мрачнейшим «Королем Лиром». В острых углах церковных витражей и адских толп Босха — молодой актер Даниил Богомолов в рубище из валяной шерсти проходит путь Лира, сам к концу действа становясь своим Шутом. Второй раз номинирован на «Маску» и Петр Шерешевский. В 2018-м — со спектаклем «Сучилища» из Театра драмы уральского города Серова. Пьеса молодого драматурга Андрея Иванова могла бы стать лютым фарсом, историей безбашенной бедной Лизы из райцентра: она торгует рыбой с лотка, кое-как обхаживает пьющего отца, ждет «с зоны» друга детства — пока не влюбляется в преподавателя культучилища. Кончается любовь кровью, смертью, отступничеством… и дантовские хламиды обывателей наших дней, медленное движение лодки Харона по загаженной среднерусской речке, образ венецианского карнавала, вдруг проникший в русский триллер, — строят спектакль о вечности.
Молоды и другие номинанты. Максим Диденко поставил спектакль «Я здесь» (театр «Старый дом», Новосибирск) по текстам Льва Рубинштейна. Тексты «карточек» Рубинштейна вспыхивают на портале, подобно синхронному переводу. На сцене идет молчаливое пластическое действо. «Массовое тело» советского человека то облачается в милицейскую форму и проходит учебные тревоги на предмет пожара и ядерной войны. То ложится в вереницы расстрелянных. А между телами усмехается залу портрет И.В. Сталина. Можно спорить: много ли художественного смысла в броской метафоре? Не слишком ли затянута медитация-1937? Но пластический театр ищет язык разговора с залом о нашем XX веке.
Тот же язык — и, как кажется, более успешно ищет дебютант «Маски» Михаил Патласов. Он номинирован впервые со спектаклем «Чук и Гек» (Александринский театр). В новелле Гайдара Патласов слышит скрытые смыслы 1930-х: путешествие в тайгу к отцу-геологу дополняется воспоминаниями Георгия Жженова и Тамары Петкевич. Новонайденными свидетельствами о ГУЛАГе. На станциях поезд Чука и Гека осаждает подлинная Россия телогреек, узлов, дырявых платков. Игрушечный городок с бараками, вышками и кремлевскими звездами царит на сцене. «Чук и Гек» Патласова стал событием «Маски»-2018.
Еще тенденция: «Маска» ищет новые формы бытования театра. Выходит на улицы (до 15 апреля, дня закрытия феста, программа «Золотая Маска» в городе активно идет на улицах Москвы, в «Детском магазине» на Лубянке, на кондитерской фабрике «Большевик». Полное расписание событий — на сайте «Золотой маски». И еще важнее — совместный проект феста и Яндекса: онлайн трансляции спектаклей.
14 апреля в режиме онлайн на сайтеYandexпройдет номинант «Маски»-2018: спектакль «Геликон-оперы» «Чаадский» — мировая премьера оперы Александра Маноцкова по мотивам «Горя от ума». Режиссер спектакля — Кирилл Серебренников.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»