Сюжеты · Культура

Пора создавать музей

Барри Алибасов, Тальков-младший и другие звезды провели вечер памяти ушедших музыкантов

Ян Шенкман , обозреватель
Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
В начале апреля при поддержке продюсерского центра Игоря Сандлера состоялся вечер памяти ушедших музыкантов. Среди тех, кого поминали: Виктор Цой, Владимир Высоцкий, Егор Летов, Александр Башлачев, Сергей Курехин. Их имена всем известны, выходят пластинки, книги, фильмы. Но забытых героев гораздо больше.
Многие ли помнят сегодня Владимира Мулявина, Игоря Дегтярюка, Сергея Кавагоэ, Павла Смеяна… Эти фамилии хорошо знакомы слушателям из категории 50+, но тем, кто младше – почти наверняка нет.
Игорь Тальков-младший удивительно похож на отца. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»
Напомним.
Мулявин – вокалист и гитарист знаменитых «Песняров». В семидесятые они были в Советском Союзе без преувеличений популярнее «Битлз». Главный хит – «Беловежская пуща», написанная Пахмутовой и Добронравовым, неофициальный гимн Беларуси. Та самая Пуща, где было принято решение о распаде СССР. В 2002-м, надолго пережив свою славу, Мулявин попал в автокатастрофу и через несколько месяцев умер.
Дегтярюк – виртуоз гитары, московский Джимми Хендрикс, как его называли, лидер группы «Второе дыхание». Они играли в основном западные хиты, тогда вообще мало кто пел по-русски и писал свои композиции. Играл в «Арсенале», в «Машине времени», в «Веселых ребятах»… И тоже надолго пережил свое время. После 1990 года, в новые времена, эти заслуги как бы и не считались.
Кавагоэ – первый ударник «Машины времени, мультиинструменталист, сын японского переводчика, музыкант группы «Воскресение». В конце 1980-х отошёл от музыки, года полтора клал асфальт в Токио, потом устроился там же преподавателем русского языка. В нулевые из-за «островного вопроса» число желающих изучать язык столь недружественной страны резко сократилось. Денег стало не хватать, Кавагоэ эмигрировал в Канаду, но там тоже не смог себя найти. Умер в 2008-м.
Смеян – красавец-актер «Ленкома», пел в первых советских рок-операх «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Играл в забытых уже сейчас, но суперпопулярных в те годы ансамблях «Аракс», «Рок-Ателье», снимался в кино…
Таких судеб десятки. Целая Атлантида советской музыки, ушедшая под воду, когда сменилась эпоха.
Конечно, это не вполне рок, скорее эстрада, так называемая филармоническая музыка, официальная. Но с миром рок-н-ролла все они пересекались, влияние на него оказали. И играли замечательно. А уж любили их так, как самых крутых мировых рок-звезд.
В Питере есть музей «Реалии русского рока», организованный Владимир Рекшаном, лидер группы «Санкт-Петербург» - из первой волны нашего рок-н-ролла – конец шестидесятых, начало семидесятых. В Москве ничего подобного, к сожалению, нет. «Пора создать такой музей», - сказал Игорь Сандлер на вечере памяти музыкантов.