Членов экипажа судна «Норд» оштрафовали. Капитана арестовали до 31 мая с возможностью внесения залога. Залог уже пообещала внести компания-собственник судна.
Фото: Госпогранслужба Украины
Сейнер «Норд», принадлежащий керченскому предприятию «Рыбколхоз имени Первого мая», был задержан украинскими пограничниками в Азовском море 25 марта около 14:00 мск. Задержание прошло в 50 милях от украинского берега, в нейтральных водах, которые [согласно Соглашению по вопросам рыболовства от 14.09.1993 г.] могут использоваться для ведения рыбного промысла как российскими, так и украинскими судами.
Украинские пограничники, осмотрев документы экипажа рыболовного судна, приказали вести сейнер в порт Бердянска. Рыбакам объявили подозрение в нарушении законодательства Украины о «временно оккупированных территориях».
Позиция Украины
Министерство инфраструктуры Украины еще 16 июня 2014 года приказом № 255 закрыло морские порты Крыма и запретило их использование. Нарушение данного запрета украинским законодательством классифицируется как преступление, предусмотренное ст. 332-1 Уголовного кодекса Украины «Нарушение порядка въезда и выезда на оккупированную территорию Украины с целью нанесения вреда интересам страны».
Пограничники установили, что «Норд» вышел на промысел из порта Керчи. Максимальная санкция — 5 лет лишения свободы.
Уголовную ответственность, правда, рискует понести только капитан рыболовецкого судна Владимир Горбенко. В отношении остальных девяти членов экипажа составлены протоколы об административном правонарушении — по ч. 2 ст. 204 КоАП Украины им грозит до 15 суток ареста. Арест наложен и на само судно «Норд».
Украинская сторона также обращает внимание, что при задержании моряками были предъявлены паспорта граждан РФ, выданные в Крыму. Действия этих паспортов Украина не признает, и считает задержанных своими гражданами.
Реакция России
Через два дня после задержания судна СМИ сообщили, что его собственник, керченский «Рыбколхоз имени Первого мая», обратился в МИД России за помощью. «Просим вас помочь в защите безопасности граждан России и имущественных интересов российской компании», — говорилось в письме на имя министра Сергея Лаврова.
МИД откликнулся. Официальный представитель российского внешнеполитического ведомства Мария Захарова сравнила украинских пограничников с сомалийскими пиратами, и назвала произошедшее «местью крымчанам за выбор, сделанный в марте 2014-го года».
5 апреля, спустя 12 дней после задержания судна, ситуацию прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков: «Российская сторона продолжит защищать интересы всех субъектов, имеющих отношение к российской юрисдикции», — заявил он.
Последовала и реакция силовиков. Крымское управление ФСБ возбудило уголовное дело в отношении задержавших «Норд» украинских пограничников по ст. 211 УК РФ «Угон судна воздушного или водного транспорта» (до 15 лет лишения свободы). Кроме того, на постоянное дежурство в Азовское море было направлено судно пограничного управления ФСБ, с которым каждое рыболовецкое судно сможет выйти на связь в случае попытки задержания украинскими пограничниками.
Состояние экипажа
На следующий день после задержания «Норда» стало известно, что запасы провизии и топлива на судне невелики: еды оставалось на три дня, воды — на шесть, топлива — на пять. Позже ситуация усугубилась: пойманные сейнером 5 тонн рыбы начали тухнуть.
При этом морякам не давали сойти на берег. Капитан судна Владимир Горбенко заявил о случившихся у него и у еще одного из матросов гипертонических кризах.
4 апреля сам Горбенко был выведен с судна и направлен в Херсон, где его сначала поместили в изолятор временного содержания, а затем — отвезли в больницу. Там же, в Херсоне, он будет дожидаться суда. Остальные члены экипажа на момент публикации продолжают оставаться на корабле. По словам пресс-секретаря «Рыбколхоза имени Первого мая» Анны Шевелевой, в настоящий момент проблема с подвозом членам экипажа пищи и медикаментов решена.
Масштаб проблемы
Несмотря на наличие украинского указа о закрытии крымских портов, гавани полуострова продолжают свою работу. Потенциальных «Нордов» — десятки. Только в январе этого года Украина зафиксировала 19 случаев захода грузовых судов в крымские порты.
Что любопытно, далеко не все работающие с Крымом суда — российские. Есть корабли Молдовы, Мальты, Того, Палау, Панамы, Судана, Турции, Танзании.
Керченская транспортная прокуратура в настоящий момент проводит проверку в отношении молдавского сухогруза «Berg», который с 3 тоннами отрубей и зерна двигался в турецкий порт Бандырма, но получил пробоину и встал на якорь у берегов Феодосии.
Всего в 2017 году украинский режим «закрытых портов» нарушило 161 судно.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»