Американцы стремятся всегда и во всем быть первыми. Если по качеству сортировки и переработки мусора они отстают от некоторых стран Западной Европы и Японии, то по количеству произведенных отходов они впереди всех.
Ежедневно на одного американца приходится 2 килограмма (4,4 фунта мусора). Это почти в два раза больше, чем средний общемировой показатель: 1,17 кг. В США проживают пять процентов населения планеты, которые производят тридцать процентов мирового мусора. 324 миллиона американцев произодят 700 тысяч тонн мусора в сутки. Чтобы вывезти такое количество отходов, потребуется 60 тысяч мусоровозов. Совершенно ясно, что одним созданием новых мусорных полигонов проблему не решить. Кстати, первый в мире центр по сортировке и переработке мусора был создан в Нью-Йорке в 1895 году.
Дитя мафии
Первой поняла, что вывоз мусора — это бизнес, где деньги буквально валяются под ногами, итальянская «cosa nostra».
До начала 90-х годов прошлого века главным человеком в американской мусорной индустрии оставался Джеймс Фаилла — бывший шофер и телохранитель Карло Гамбино — основателя мафиозного клана. Мафия пустила свои щупальцы в эту отрасль в середине 1920-х годов. Лидеры нью-йоркских профсоюзов — в основном выходцы из еврейских и итальянских семей — нередко обращались за помощью к уличным гангстерам из своих гетто для борьбы со штрейкбрехерами. Лидеры профсоюза мусорщиков стали диктовать промышленным предприятиям свои расценки за вывоз мусора. Если те не соглашались, немедленно начиналась забастовка мусорщиков, и на территории предприятия скапливались горы отходов. Прикормленные мафией инспекторы санитарных служб проводили внеплановую проверку и выписывали огромный штраф. После этого уже самому руководителю компании приходилось идти на поклон к профсоюзным боссам и принимать их условия.
Муниципальные комиссии по отходам, как правило, отводили под свалки места подальше от города. Мафиози умели договариваться с инспекторами, и те закрывали глаза на то, что мусор сгружается на пустырях в городской черте. Экономия на транспортных расходах и оплате мусорщиков. Ничего не напоминает? Только если мафиозных боссов и прикормленных профсоюзных лидеров заменить на муниципальных чиновников и директоров свалок — будет как у нас сейчас, в XXI веке. Опыт Нью-Йорка, подхватили Чикаго, Детройт, другие крупнейшие города. Так что, мафия — это не только наркотики, проституция, контрабанда, это еще и мусор!
Разбогатевшая в годы «сухого закона» «cosa nostra» стала вкладывать деньги в уборку мусора, а у муниципалитетов американских городов не хватало денег, чтобы оплачивать уборку и утилизацию отходов. В начале 90-х оборот индустрии в одном только Нью-Йорке оценивался более чем в $1 млрд. Компании, связанные с мафией, обслуживали 250 тысяч объектов, начиная с Empire State Building и заканчивая мелкими закусочными. Цена на вывоз мусора с помощью взяток была согласована с Управлением потребительских рынков, в сметах клиентов объемы указывались обычно на 40–50% больше реальных.
«Мусорные войны» в США закончились относительно недавно. В 1993 г. мусороуборочная компания Browning-Ferris Industries (BFI) из Техаса начала экспансию на рынок Нью-Йорка. Встреча мафии была нетеплой и недружественной.
Один из директоров компании нашел на лужайке своего дома мешок с отрезанной собачьей головой, а в пасти была записка «Добро пожаловать в Нью-Йорк».
Конкурентов пытались и запугать, и подкупить, но компания, которая входит в список Fortune-500 и стоила более $7 млрд., оказалась мафии не по зубам. Тогдашний мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани создал комиссию по надзору за мусорщиками, которая выдавала лицензии только тем, кто не связан с криминальным миром. Городские прокуроры — уже упоминавшийся Джулиани (в 80-е), Роберт Моргентау (в 90-е) и Эрик Холдер (в нулевые) нанесли удар верхушке пяти мафиозных кланов. Одним из результатов стал переход мусорного бизнеса в руки крупных корпораций. Сразу стало чище и дешевле. Но затем цены снова поползли вверх. Расценки на эту услугу теперь устанавливает мэрия. Состав комиссии по надзору за мусорщиками формировался на неопределенный срок, что способствовало проявлениям бюрократизма и протекционизма. «Цены на эту услугу растут каждый год, так что поневоле задумываешься: кто страшнее — мусорные службы или Аль Капоне?» — иронизирует Хизер Роджерс, автор книги «Скрытая жизнь мусора».
С 2010 по 2014 год ежегодный счет за вывоз мусора в Нью-Йорке обходился городской казне в 300 миллионов долларов. Но он вырос до 316 миллионов долларов в 2015 году после открытия первой из четырех новых станций по переботке мусора во Флашинге. Ожидается, что к 2021 году стоимость уборки и вывоза мусора вырастет до 421 млн долларов. Средняя стоимость одной тонны по долгосрочным контрактам на экспорт мусора увеличилась вдвое: с 63,39 долл. в 2007 году до 129,81долл. в 2016 году.
На улицах крупных городов накануне дня сбора мусора выстраиваются насыпи из пакетов и стены из мусорных корзин. В жаркие дни кучи мусора издают соответствующие запахи и обильно протекают, загрязняя тротуары. В 70–80 годы прошлого века этим блестяще пользовались советские телекорреспонденты, выбирая фоном для для своих стенд-апов подобные свалки и живописуя «гримасы капитализма» в своих репортажах из Нью-Йорка (Чикаго, Лос-Анджелеса) — «городах контрастов» «со вставными челюстями небоскребов» и «жизнью простых американцев, озабоченных тем, чтобы заработать на хлеб и похлебку». Кто, как я, регулярно смотрел в те годы «Международную панораму», вспомнит и поймет.
Фото: EPA
Так что призыв американки Джоанны Стингрей, приехавшей к нам в годы горбачевской перестройки крепить связи рок-музыкантов двух стран: «не надо мусорить!» (одна из первых «социальных» реклам на советском ТВ) и по сей день остается актуальным для Америки. Сбор мусора с обочины (curbside garbage disposal) по-прежнему остается главным принципом работы мусорщиков, будь то мегаполис или малоэтажная Америка. Разбрасывание мусора в неположенных местах жестоко карается законом.
Например, в штате Орегон за выброс непотушенной сигареты могут приговорить к максимальному тюремному сроку до 5 лет и штрафу в 2,5 тысячи долларов.
Если в мусоре содержатся химикаты или другие опасные для здоровья и безопасности вещества — 10 лет и 6250 долларов. На американских шоссе установлены дорожные знаки: «штраф за выброс мусора 1000 долларов». Причем если вас случайно застукают свидетели, шансы на то, что они сообщат полиции, очень велики. Это воспитывается в семье, церкви и школе — поддерживать порядок граждане обязаны, сотрудничая с органами правопорядка. По такому принципу здесь борются, кстати, и с терроризмом, действует правило: «Увидел что-то подозрительное, немедленно сообщи (see something, say something)!»
Помимо наказаний за разброс мусора, существуют десятки правил, как его складывать и выносить. Расскажу на собственном примере. В нашем поселке, состоящем из трехэтажных таунхаусов и отдельных домов в 30 километрах от Вашингтона, мусор забирает небольшая местная компания дважды в неделю: по понедельникам и четвергам. Причем только в четверг можно выставлять картонные коробки.
Дважды в год местные мусороуборщики собирают электронику (телевизоры, компьютеры, аудиоцентры), мебель и другие прочие предметы. Эти дни у нас называют shredding day (день измельчения), потому что одновременно специальная машина нарезает в мелкие полоски всю ненужную деловую переписку и прочие бумаги, содержащие личную информацию. Если вам нужно выкинуть крупные предметы, не дожидаясь специального дня, это можно организовать специальным звонком в компанию. Есть специальные дни для сбора листвы с вашей личной территории и новогодних елок. Нарушение правил ведет к штрафу в 50 долларов, за повторные нарушения платежи растут. При въезде каждая семья получает специальное мусорное ведро, но мусор принято также собирать в пластиковые пакеты. В малых общинах мусор не сортируют. За услуги коммунальных служб — вывоз мусора, стрижку газона, уход за деревьями, теннисным кортом, бассейном, детскими и спортивными площадками — раз в квартал мы платим в ассоциацию жильцов нашей «коммьюнити» (общины по месту жительства) около 270 долларов.
В мегаполисах и правил, и штрафов за мусор гораздо больше, уборкой и переработкой занимаются крупные компании, вышедшие на международные рынки. В общественных местах: торговых центрах, аэропортах, вокзалах, в парках и на улицах стоят урны для раздельного мусора. Обычно они имеют три отсека: для газет и бумаг, для бутылок и другого стекла и для всего остального.
Кстати, в Нью-Йорке коэффициент рециркуляции отходов составляет всего 17%, что вдвое меньше, чем в других крупных городах США.
Фото: EPA
Новый план стимулирования жителей «Большого Яблока» сортировать мусор назвали save as you throw (экономь, выбрасывая). Программа потребует от резидентов покупки специальных пакетов для общих отходов и предоставления налоговых льгот или кредитов для отвоза полезного вторсырья или органических веществ. Чем больше ты потребляешь мусора, тем больше платишь за пакеты, а чем больше мусор сортируешь на переботку, тем получаешь больше денег при налоговых расчетах. Жителям самого дорогого города Америки помимо налогов придется оплачивать мусор, но пока в перспективе.
По данным бюро трудовой статистики, средний ежегодный заработок уборщиков мусора в США $35,270. У водителей мусоровозов чуть больше, у сборщиков — меньше, в общей шкале от $60,500 до $20,650. Средняя почасовая оплата в отрасли — $16,55. Они работают практически круглый год и в любую погоду, исключая 2–3 главных праздника.
Забастовка мусорщиков — это для большого американского города как стихийное бедствие, немедленное попадание в круги дантовского ада, вонь и антисанитария, кто пережил, тот знает!
Хотя в деле утилизации отходов США отстает от ряда стран Европы и Японии, за последние четверть века здесь вплотную занялись проблемой. 15 ноября здесь отмечают День переработки мусора, учрежденный в 1997 году. С 2009 года он проходит под девизом «сделаем Америку прекрасной». В этот день Агентство по охране окружающей среды (EPA) обнародует новые законы и награждает компании, достигшие отличных показателей в переработке отходов. В школах проходят соревнования по сбору макулатуры или пластиковой тары. В средних и старших классах программа предусматривает 100 обязательных часов волонтерства, включающих уборку улиц и парков.
В 2012 году уровень переработки отходов в США составил 34,5%, в стране действовало около 10 тысяч различных программ по сбору отходов для переработки, свыше 4 тысяч объектов по производству компоста и 550 мусороперерабатывающих заводов. В магазинах продают вещи в упаковке из вторсырья, из макулатуры изготавливают открытки, сумки, салфетки, тетради, установлены автоматы по приему бутылок и банок. Многие этим пользуются, поскольку в ряде штатов введена система депозитов. При покупке товаров в таре, которую можно переработать, определенная сумма (примерно около 10 центов) включена в стоимость в качестве залога. Сдав банку или бутылку, можно вернуть себе деньги. В Лас-Вегасе построили здание из полумиллиона переработанных стеклянных пивных бутылок.
Общенациональная программа «RRR — Reduce, Reuse and Recycle» («Уменьшить потребление. Использовать снова. Переработать») ставит целью к концу 2020 года перерабатывать 20 млн тонн мусора в год и уменьшить количество свалок. В законодательных актах штатов Коннектикут и Сиэтл прописан штраф за помещение материалов вторсырья в общий мусор. В Орегоне запрещено вывозить на мусорные полигоны вторсырье, пищевые продукты и древесину.
Число мусорных полигонов резко сокращается за счет укрупнения и введения новых технологий. В 1986 в США их было 7683, а в 2009 уже лишь 1908 — снижение на 75 процентов. Технологии позволили размещать на одном квадратном километре свалки на 30 процентов больше мусора. Любопытно, что на месте бывших полигонов строят гольф-клубы, парки с велосипедными и лыжными маршрутами и туристическими лагерями, кладбища, стадионы и аттракционы. А для действующих — существуют жесткие нормы санитарии и пожарной безопасности. За химическими и отравляющими веществами, за почвой (включая подземные воды) и воздухом регулярно наблюдают, проводят замеры. В 2006 г. мусорный полигон на Гавайях был оштрафован за нарушения на $2,8 млн. Бывшие свалки, прежде чем стать местами, которые открыты для широкой публики, продолжают оставаться под наблюдением санитаров и экологов в течение, как минимум, 30 лет. Ситуацию, подобно волоколамской, в Америке трудно представить.
Любопытно, что еще 20 лет тому назад американцы считали раздельный сбор мусора не подходящим к их менталитету. А сегодня переработка отходов становится важнейшей отраслью в США — в ней заняты 1,5 миллиона человек, а ее оборот составляет около $250 млрд.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»