В Ставропольском крае трое мужчин, представившиеся сотрудниками ФСБ, избили сторонника политика Алексея Навального Алексея Мужецкого, который был наблюдателем на президентских выборах 18 марта. Об этом «Новой газете» рассказал его адвокат Виталий Зубенко, сотрудничающий с правозащитной организацией «Зона права».
Потерпевший написал заявление в Следственный комитет (СК) с просьбой возбудить уголовное дело по факту нападения «есть в распоряжении «Новой газеты»).
Как следует из документа, инцидент произошел 24 марта около восьми часов утра в селе Александровское. Мужецкий шел в спорткомплекс, где по выходным обычно бегает и плавает в бассейне. По дороге рядом с ним остановился УАЗ «Патриот», из которого «быстро выбежали трое мужчин, одетых одинаково в черную униформу, с балаклавами на головах».
Неизвестные надели на Мужецкого наручники и усадили в машину. Затем его вывезли в лесополосу. По дороге Мужецкого избивали двое мужчин, а водитель при этом спрашивал: «Зачем тебе это надо? Куда ты лезешь? Что ты везде пишешь, жалуешься? У тебя семья, дети; о них ты подумал? Мы знаем, где учится твоя старшая дочь (…). Мы знаем, в какой садик ты возишь свою младшую дочь. Мы знаем, где живут твои родители. А вдруг с ними что-то случиться? Оно тебе надо. Я надеюсь, ты теперь все понял! Забирай свои заявления. Если не успокоишься, мы просто оторвем тебе голову!»
После этого Мужецкого, с его слов, отвезли на тоже место, откуда забрали, и выкинули из автомобиля. В акте судебно-медицинского обследования (есть в распоряжении «Новой»), говорится, что у Мужецкого выявили «кровоподтеки туловища, которые не имеют квалифицирующих признаков, указывающих на причинение вреда здоровью».
«Данное нападение я связываю с тем, что принимал участие в качестве наблюдателя на выборах Президента РФ, в УИК № 87 г. Ставрополя (ул. Васякина, 127, А, Кадетская школа им. Генерала Ермолова). В процессе наблюдения я зафиксировал ряд серьезные нарушений, о чем написал жалобы в ЦИК РФ (была письменная жалоба и устная на „Горячую линию“), председателю УИК № 87, в Избирательную комиссию Ставропольского края. Также я написал запрос на доступ к видео с камер наблюдения УИК№ 87. Находясь на наблюдении в день выборов, я требовал от находившихся на участке сотрудников полиции реагирования на нарушение закона», — говорится в заявлении Мужецкого в СК.
По словам Зубенко, утверждать, действительно ли на активиста напали именно сотрудники ФСБ, в настоящее время нельзя, сам адвокат в этом сомневается.
«Он не успел разглядеть удостоверение. Он лишь видел обложку. Как он рассказывает: передо мной махнули, и там было написано „ФСБ“. Внутреннюю часть, где написана фамилия, он не видел. Это могли быть и сувенирные удостоверения, которые продаются в киосках, подземных переходах. Если бы это были сотрудники ФСБ, они, скорее всего, повезли бы его на какую-то профилактическую беседу. Имеют ли эти люди отношение к ФСБ или нет, будет разбираться следствие», — сказал он.
При этом Зубенко отметил, что пока следствие не принимает активных мер для раскрытия данного преступления. «Нас никуда не вызывали, нам не звонили», — сказал адвокат, отметив, что по пути следования в лесополосу автомобиль мог попась на камеры видеонаблюдения как минимум двух автозаправок.
Адвокат сообщил, что у его подзащитного не было бытовых конфликтов. «Ранее, до выборов, его пытались привлечь к ответственности за то, что он расклеивал листовки Навального. С ним проводились профилактические беседы. Судья, которая рассматривала протокол, не нашла состава административного нарушения и прекратила производство по делу. В целом, кроме этого конфликта, особо ничего не было. Я специально спрашивал».
На вопрос, не привлекался ли ранее Мужецкий по какой-либо статье, защитник ответил отрицательно: «Более того, несколько лет назад он работал в полиции. Как я понял, он был участковым в том же селе Александровское».
Зубенко добавил, что у его подзащитного нет сомнений в том, что нападение связано с его оппозиционной деятельностью, тем более, что из уст председателя избирательной комиссии и директора школы исходили угрозы в адрес Муженицкого. «На избирательном участке он был единственным принципиальным наблюдателем, который выявил очень много нарушений», — заключил адвокат.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»