«Король умер, да здравствует король!» — максима жестокая. Но никуда от нее не деться. Первым в публичном пространстве тему преемника поднял вскоре после похорон Олега Павловича Табакова старейшина театрального цеха Марк Захаров. И он же обозначил важнейшие параметры нелегкого выбора. МХТ — главный драматический театр страны и потому, по мнению Марка Анатольевича, выбор не может быть «спущен сверху». МХТ — важнейший театр нашей страны, и потому выбор руководителя —дело, касающееся не только коллектива Художественного театра, но всего российского театра. И третье — МХТ был создан К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко как режиссерский театр и потому во главе его должен стоять именно режиссер-лидер. В комментарии «Новой газете» М. А. Захаров назвал три фамилии: С. В. Женовач, В. В. Фокин и Ю. Н. Бутусов.
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Удивительно, но призыв патриарха режиссерского цеха был услышан и министерством культуры, и театральным сообществом. Открывая вечернее заседание в министерстве, посвященное назначению преемника, министр Мединский заметил, что ведомство провело опросы ведущих театральных деятелей и составило рейтинг кандидатов. Затем провело беседы с главными кандидатами на пост худрука МХТ. На заседание были приглашены ведущие режиссеры, актеры, все ректора московских театральных вузов, председатель СТД РФ Александр Калягин, а Валерий Фокин и Лев Додин специально приехали из Петербурга.
Первым слово взял Валерий Фокин, который заметил, что он сам снял свою кандидатуру, отказавшись в пользу Сергея Женовача. Среди присутствующих еще по крайней мере трое были в списке претендентов, последним снял свою кандидатуру в пользу Сергея Женовача Владимир Машков. После этого ему был предложен пост руководителя Табакерки и театрального колледжа, созданного О. П. Табаковым, чтобы триада — колледж-Школа-студия-МХТ жила и развивалась.
Претендентом называли Евгения Писарева и Игоря Золотовицкого. Римас Туминас даже пошутил, что испытывает некоторую растерянность: «а почему его на пост худрука МХТ не рассматривали?» И обратился к присутствующим с вопросом: понимают ли они, на какую Голгофу отправляют Женовача? И готовы ли помогать и поддерживать на этом труднейшем витке истории Художественного театра?
А. А. Калягин вспоминал первые годы в Художественном театре Олега Ефремова и его высокую убежденность, что главное завещание Станиславского — даже не созданный им театр, а высокая идея художественного театра, одухотворившая все режиссерские искания ХХ века. Та идея, которая живет в «Студии театрального искусства», созданной Сергеем Женовачем.
Все выступавшие подчеркивали не только высокую профессиональную и человеческую репутацию Женовача, но его корневую близость именно художественному театру, каким его задумывал Станиславский — идеи театра-дома, театра высокой литературы, театра высокой этики и художественных исканий.
Приходить в осиротевший театр — всегда трудно. Мудрый И. Я. Золотовицкий напомнил о бережности и деликатности, с которыми надо входить в Художественный театр («сейчас здесь работают великолепные актеры, собрана прекрасная труппа, и мы же не хотим инфарктов и инсультов внутри мхатовского коллектива!»). Нынешняя труппа достаточно велика и как она будет соотноситься с коллективом, с которым сейчас работает Сергей , вопрос сложный.
И. о. руководителя МХТ Юрий Кравец заметил, что Олег Павлович оставил театр в идеальном рабочем состоянии. Что сейчас в театре репетируют спектакли Дмитрий Крымов, Марина Брусникина, Константин Богомолов, Юрий Бутусов и др. И — хочется надеяться, что новый руководитель театра с уважением отнесется к сделанному предшественником.
Сергей Женовач заверил, что его «Студия театрального искусства» останется автономным театром (не для того строил ее столько лет, чтобы в одночасье с чем-то слить). Что он не будет вмешиваться в спектакли уже работающих режиссеров, каждый из которых — имя и авторитет. Добавил, что сомневался и сомневается в себе, что предложение возглавить МХТ было неожиданным, и ему необыкновенно важно мнение коллег и их поддержка, за которую он им очень благодарен. И также благодарен ведущим актерам Художественного театра, поддержавшим это решение.
В заключение слово взял Лев Додин, который предупредил, что в ситуацию, когда в театр назначается новый лидер, труппа естественно встает на дыбы и занимает защитную позицию. Никакому театру обычно не хочется обновления и поисков новых путей. Он напомнил знаменитую фразу Товстоногова, с которой тот начал знакомство с труппой БДТ: «Я несъедобен». И пророчески закончил: «неприятности могут начаться прямо завтра».
Ольга Егошина
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»