Сюжеты · Политика

Колонизация интернета

К выборам 2018 года в Кремле научились работать с Сетью

Фото: Елена Афонина/ТАСС
Для мобилизации граждан на выборы 18 марта власти задействовали все возможные ресурсы, от традиционных телевизионных роликов до СМС-рассылок от Центризбиркома. Все эти меры довольно привычны и отличаются в рамках нынешней кампании разве что особенно высокой интенсивностью.
Однако есть и новшества: на выборах 2018 года Кремль демонстрирует, что научился тонкой работе с интернетом.
Перелом наметился несколько лет назад, когда стали известны подробности деятельности знаменитой «фабрики троллей» в Ольгино. Тем не менее, когда в конце лета прошлого года в прессе появилась информация о сотрудничестве ЦИК и Mail.ru Group, владельца основных российских социальных сетей, никто не ждал особенных сюрпризов. Казалось, власти пойдут по традиционному пути — купят баннерную рекламу и снимут ролики. В итоге власти сумели рекламировать участие в выборах, используя гораздо более современные методы. В частности, объявления о встречах на избирательных участках появлялись в приложениях для знакомств, а информацию о том, где можно проголосовать, предлагали своим пользователям «Яндекс.Карты». Эксперты отмечают, что это первая настолько современная пиар-кампания ЦИКа, когда власти информируют о выборах из YouTube, из айфоновских приложений и соцсетей. Некоторые оценивают такую тактику как «копирование» политтехнологий оппозиции. Например, на муниципальных выборах команда Дмитрия Гудкова также размещала свою рекламу в приложениях и социальных сетях.
Есть инстаграм? Можешь проголосовать!
За неделю до 18 марта российские знаменитости устроили эстафету в социальной сети инстаграм. Кампания в соцсети прошла под лозунгом «Выборы там, где ты» и была посвящена возможности выбрать удобный участок для голосования через сайт Госуслуг. Первым такой пост выложил комик Михаил Галустян. Он написал: «18 марта будут выборы президента. Это касается всех! Именно в этот день меня не будет по месту регистрации. Но голосовать нужно. Как? Оказывается, очень просто. Я подал заявление через систему Gosuslugi.ru. <…> Ребята, воспользуйтесь этой штукой. Реально удобно!»
Instagram Михаила Галустяна
В конце сообщения Галустян отметил своих коллег с канала ТНТ и группу «Серебро», чтобы те тоже продолжили эстафету. Дальше пошла цепочка одинаковых постов в инстаграме от блогеров с миллионами подписчиков. В акции поучаствовали телеведущая Ольга Бузова, певица Нюша, певец Дмитрий Маликов.
Instagram Дмитрия Маликова
Николай Басков пообещал лично поставить лайк тем своим подписчикам, которые опубликуют селфи с избирательного участка и упомянут при этом его имя.
Instagram Николая Баскова
Пресс-секретарь одной из участниц акции актрисы Анны Хилькевич заявил, что никакого заказчика у этой публикации не было, а рассказ про выборы стал для Хилькевич «гражданским поступком».
Интересно, что многие из этих знаменитостей несколько месяцев назад приняли участие в акции #жизньналаживается, где рассказывали про удобный город и хорошие дороги в Москве.
Агитацию можно встретить сейчас и в инстаграме российских футболистов. Они выставляют не текст, а картинку, где нарисован сам спортсмен и надпись «Твой голос — твоя победа» или «Страна выбирает — а ты чем занят?». Под постом стоят хештеги #долгприйти, #недлягалочки. Такие публикации у себя разместили игроки сборной России Александр Кокорин и Артем Ребров.
Instagram Александра Кокорина
Видеоблогеры дошутились
На страницах известных видеоблогеров в YouTube стали появляться клипы, в которых они читают рэп о выборах. Позже выяснилось, что все эти видео сделаны в рамках шуточного проекта Lenta.ru «Кто твой кандидат?». По правилам проекта каждый блогер снял свой предвыборный ролик, в котором рассказал, почему нужно идти на выборы и голосовать за него. Например, Даня Комков в своем видео ходит в шубе между дорогих машин, размахивая российским флагом. В рэп-стиле он произносит такие слова: «Скажи мне, Соболев Коля, ты куда полез? Если будешь так орать — увидишь Кировлес», «И пусть закроют рты все, кто скажет — это фарс». Блогер Лиззка в своем клипе летает на частном самолете и катается на лимузине, вокруг нее толпа молодежи, которая хочет Лиззку в президенты. «Слава богу, я родилась, где свобода выбора», — читает текст девушка.
Седьмым кандидатом оказался Юрий Хованский. В своей песне «Секс, Бухло, Русский Рэп» он рассказывает, что с восемнадцати лет каждый делает «свой взрослый выбор в конце марта на выборах». После выхода клипа Хованскому, как и остальным блогерам, в комментариях стали писать о том, что он «продался Кремлю». Хованский сделал заявление, что Лента.ру их подставила, не сделав заявления после окончания акции, что весь флешмоб задумывался как шуточный.
«Кое-кто пытается получить бабки, подсунув Кремлю липовый отчет», — написал Хованский в твиттере.
Если формат песенной агитации за участие в выборах еще можно списать на шутку, то рекламу ЦИКа в популярном видеоблоге про автомобили — вряд ли. Создатель и одновременно ведущий канала AcademeG DailyStream (у которого почти миллион подписчиков) опубликовал видео, в котором он сидит в машине, рассказывает про верхний тормоз автомобиля и другие его особенности первые минут десять, но затем внезапно находит под дворником на лобовом стекле рекламу от ЦИКа. В рекламе сказано о возможности прикрепиться к другому участку через Госуслуги. Блогер возмущается сложностью предложений и как бы доступным языком начинает их исправлять: «Ох, как сложно написано. Нужно так — все это займет у вас всего 5 минут». Такая работа с блогерами требует весьма тонкого понимания интернет-аудитории: политическая агитация теперь подается в естественном для видеоблога формате.
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Нативный ЦИК
Пользователи мобильных приложений, таких как «Яндекс.Карты» или сервиса знакомств Tinder, стали замечать политическую агитацию внутри приложений — в виде так называемой нативной рекламы. В «Яндекс.Картах» над категориями о том, где найти банкомат, аптеку, кафе, появился значок «избирательные участки на карте». В Tinder реклама работает так: как и во время просмотра профиля человека, можно «смахивать» ее на экране смартфона влево или вправо — в зависимости от того, хотите ли вы узнать о выборах больше.
Крупные госбанки, ВТБ и Сбербанк, также используют «нативный» для себя формат оповещения клиентов о предстоящих выборах: рассылают им информационные СМС.
Комментарии политтехнологов

Владимир Перевозчиков

Руководитель экспертной группы политтехнологов «Первый советник»

— Конечно, такая реклама действенна. Особенно если сравнивать с последними выборами в Госдуму, где почти не было никакой информации. Один-два билборда на всю Москву висели. Сейчас заходишь в «ВКонтакте», в Mail.ru — везде агитация, но не за кандидата конкретного. Мы возвращаемся к практике нулевых, когда поднимали явку, потому что она принципиально была нужна, чтобы признать выборы легитимными. Есть официальное обращение от ЦИКа, письмо за подписью Памфиловой с просьбой проинформировать граждан о выборах. Я не думаю, что банкам за это платят, потому что это сколько же миллиардов надо? Вот агитация от блогеров, которые с политикой никак не связаны, это, конечно, заказное.

Виталий Шкляров

Политтехнолог предвыборного штаба Ксении Собчак и штаба Дмитрия Гудкова на прошедших муниципальных выборах

— Пиар-кампания ЦИКа неэффективна. То, что государство выделило какие-то деньги налогоплательщиков, и на этом заработали деньги политтехнологи, продав интересную технологию и современную какую-то фигню, — это полная чушь. Она не побудит прийти голосовать. То, что побуждает людей прийти, — это понимание, почему это важно. Но наше государство занимается созданием красивых штучек.
Конечно, они скопировали такой метод агитации, например, в приложениях и социальных сетях, у оппозиционеров. Но разница в том, что люди, которые создают это у оппозиции, у Собчак, у Навального, у Каца, у Гудкова, — это люди идейные. Почему все говорят, что Кремлю нужна явка? Да, она нужна, но только не оппозиционеров ждут на участках, а своих людей. А свои люди не ходят на выборы, они не верят, что что-то изменится. Поймите, что технологии — это всего лишь машина. У вас могут быть бульдозер, мопед, танк. Но они не поедут без бензина. А люди в политике как бензин. Можно придумать сто самых креативных стратегий, но машина без бензина не поедет.
Что касается рекламы через приложения, рассылки от банков — рука руку моет. Когда рекламу выдают подконтрольные государству организации или корпорации, понятно, что каким-то образом они это между собой решают. На денежной ли основе, бартерной, либо на основе взаимных услуг. Но это не характеризует людей в ЦИКе как политтехнологов и этот процесс как выборы.
Татьяна Васильчук, «Новая», Анастасия Куц — специально для «Новой»