До выборов президента России остается четыре дня. По закону к этому моменту зарегистрированные кандидаты уже не могут быть сняты с участия в кампании, а на агитацию у них остается 72 часа. Мы вспомнили ключевые моменты нынешней кампании и спросили экспертов, в чем им видится ее особенность.
- 16 декабря 2016 года. Алексей Навальный записывает видеообращение, в котором первый из кандидатов заявляет о своем намерении участвовать в президентских выборах. В регионах разворачиваются штабы политика, начинаются предвыборные поездки и агитация.
- 26 декабря 2016 года. В РБК опубликована информация о закрытом семинаре Управления внутренней политики администрации президента для губернаторов, на котором якобы дана установка на приемлемый результат выборов: 70% голосов за действующего президента при 70% явки. Формула 70—70 закрепилась в экспертных обсуждениях на следующий сезон.
- 17 января 2017 года. «Новая газета» рассказывает о том, что состояние здоровья Геннадия Зюганова не позволяет ему участвовать в кампании и в партии ищут преемника. Фаворитом в этот момент считают губернатора Иркутской области Сергея Левченко, в качестве возможных вариантов упоминается Павел Грудинин.
- 12 апреля 2017 года. Госдума утвердила перенос выборов президента на 18 марта, второе воскресенье месяца, совпавшее с годовщиной присоединения Крыма. Тогда же была подготовлена законодательная база для отмены открепительных удостоверений и возможности голосовать на любом участке после электронной регистрации. Последняя мера должна была, в частности, дать существенный прирост к явке.
- 9 августа 2017 года. В прессе появляется информация о том, что Кремль намерен экспериментировать с новыми форматами агитации на выборах, а ЦИК заключает официальное соглашение с Mail.ru Group, владельцем крупнейших российских социальных сетей. В конце кампании в интернете действительно появляется массированная вирусная, баннерная и «нативная» реклама — к участию в выборах призывают блогеры, сообщества в интернете, дорогостоящие видеоролики и даже звезды в инстаграме.
- 1 сентября 2017 года.«Ведомости», ссылаясь на источники в администрации президента, заявляют, что Кремль ищет женщину, которая стала бы «спарринг-партнером» для Путина на предстоящих выборах. Называется ряд представительниц «Справедливой России», а также «идеальный кандидат» — Ксения Собчак. Источник газеты утверждает, что Собчак нужно всего лишь решиться на участие в выборах.
- 18 октября 2017 года. О намерении участвовать в выборах заявила Ксения Собчак, называющая себя «кандидатом против всех».
- 16 ноября 2017 года. Григорий Явлинский, не допущенный до участия в выборах 2012 года, объявил о своем намерении баллотироваться в президенты.
- 6 декабря 2017 года. Последним из кандидатов о своем участии в выборах в качестве самовыдвиженца заявил Владимир Путин — это произошло во время встречи с рабочими ГАЗа в Нижнем Новгороде.
- 25 декабря ЦИК отказал в регистрации Алексею Навальному из-за судимости по делу «Кировлеса». Навальный призвал к бойкоту выборов — «забастовке избирателей».
- 4–8 февраля 2018 года. ЦИК завершил сбор подписей в поддержку кандидатов и утвердил окончательный список кандидатов из восьми человек. Ими стали Сергей Бабурин, Павел Грудинин, Владимир Жириновский, Владимир Путин, Ксения Собчак, Максим Сурайкин, Борис Титов и Григорий Явлинский.
Александр Морозов
политолог
— Среди самых главных факторов кампании я бы, во-первых, выделил отсутствие Алексея Навального, его исключение из кампании. Это многое определило. Второе — шокирующее обращение Путина к Федеральному собранию. Остальное — более мелкие события по степени значения: атака на Грудинина и Собчак с ее довольно хорошо построенной, но не очень результативной кампанией.
Предыдущая кампания 2012 года была драматической. Общество понимало, что происходит рокировка во власти, и она означает поворот к консервативному курсу. Были протесты. А текущая избирательная кампания проходит комично.
Ключевой конфликт кампании был виден и до нее, а сейчас он полностью выразился. Позиция Кремля сейчас гораздо жестче, чем то, на что способна российская бюрократия. В значительной степени последняя растеряна и боится продолжения. Кремль предлагает на следующий шестилетний срок чрезвычайный сценарий, который неимоверно углубляет политические риски.
Александр Кынев
политолог
— Самое яркое событие — это кампания Алексея Навального, которая во многом определила главные линии политического конфликта. Все, что происходило дальше, на мой взгляд, — не более чем реакция на его активную кампанию, то есть и появление Грудинина, и появление Собчак — попытка уйти от создавшейся дилеммы и разбавить ее другими информационными событиями.
Отличительная особенность кампании-2018 от предыдущих в том, что федеральная власть была вынуждена обновить линейку кандидатов. Мы получили Грудинина, Собчак и трех намного менее известных кандидатов — Титова, Сурайкина и Бабурина, то есть более представительную картину по числу кандидатов, чем у нас было в 2008 и 2012 годах. Сам этот список выбирался, конечно, не случайно и по причине своей условности не вызывает большого доверия у избирателей. В частности, Грудинин заведомо был выбран как кандидат с большим количеством скелетов в шкафу, и его кампания превратилась в вываливание этих скелетов одного за другим. Грудинин совершенно не к месту поднимал тему сталинизма, которая не давала никаких новых голосов, а Собчак нагородила массу стандартных вещей, которые ничего не добавляли, но вызывали отторжение. Остальные попросту кампанию не вели. Я думаю, что их малая активность и незаинтересованность в результате во многом предопределила скандалы, связанные с попыткой загнать избирателей на выборы жесткими способами. Власть увидела, что кандидаты не могут затащить избирателей на выборы, и начали навязчивую и довольно агрессивную агитацию через начальство, через СМС.
Алексей Макаркин
политолог
— Главное отличие текущей кампании от предыдущей связано с присоединением Крыма и соответствующей переменой общественных настроений. Если в 2012 году не было чувства удовлетворения от того, что Россия снова сверхдержава, то сейчас оно у президентского электората появилось и сохраняется. Эмоция от присоединения Крыма, конечно, снизилась, но чувство остается. Мы видим слабое протестное движение при наличии разных вариантов протестных действий: можно голосовать за Явлинского, можно за Собчак, можно не прийти, можно прийти и перечеркнуть бюллетень. Однако консенсусного варианта нет, и это раскалывает протест. На фоне этой кампании обсуждается вопрос «Что дальше?», ведь для президента это по Конституции последний срок. И в этом самая главная интрига.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»