Сюжеты · Общество

Жены военных выносят сор из казарм

На Камчатке командование собирает с морских пехотинцев деньги на похороны и голоса на выборы

Бойцы в/ч 10103 несут флаг Тихоокеанского флота. Фото: voinskayachast.net
20 февраля во время учений в окрестностях Петропавловска-Камчатского погиб морской пехотинец. На марш-броске у 40-летнего мужчины не выдержало сердце. Деньги на похороны и помощь семье погибшего командование собирало с его сослуживцев. В батальоне морской пехоты (в/ч 10103) это никого не удивило.
Сержанты и офицеры, а также их жены привыкли: когда в части возникают проблемы, военнослужащим приходится решать их за свой счет.
«Если верить телевизору, то армия и флот процветают, а если своим глазам — то ситуация с каждым месяцем становится хуже. С тем, что приходится скидываться на канцтовары и запчасти для военной техники, мы уже смирились. Теперь, судя по всему, будем оплачивать и похороны. Хотя выглядит это странно. Человек все-таки на учениях погиб, а не на прогулке», — рассказала Мария, супруга одного из камчатских офицеров.
Информация о том, что контрактники в добровольно-принудительном порядке оплачивают нужды подразделений Минобороны, активно обсуждалась на камчатских форумах и в социальных сетях. Сами военные неохотно говорят об этом — опасаются преждевременного увольнения. А вот их жены на условиях анонимности готовы рассказывать об особенностях службы своих супругов.
В минувшем январе, например, женщины сообщили в СМИ, что их мужей обязали профинансировать ремонт казармы.
Скандал тогда удалось замять. Морпехам, по настоянию командиров, пришлось писать рапорты о том, что деньги на ремонт с них не требуют.
«В обществе складывается ошибочное представление, будто бы военные в России всем обеспечены и получают большие деньги. В нашем случае это не так. Контрактники в Петропавловске в среднем зарабатывают от 40 до 60 тысяч рублей в месяц. Учитывая камчатские цены, это очень немного. Надбавки за особые условия службы на северах в прошлом году мы так и не получили», — рассказала «Новой» Светлана, супруга одного из сержантов.
В 2014 году про появившихся в Крыму «зеленых человечков» говорили, что форму они покупали в военторгах. Любопытно, что контрактники на Камчатке именно так и поступают.
Берцы и камуфляж они приобретают в магазинах за свои деньги — на армейских складах обмундирования почему-то не хватает.
Батальон морской пехоты в Петропавловске (в/ч 10103) относят к элите Вооруженных сил. Морпехи выполняли специальные задачи в Сирии. Некоторым из них это позволило поправить финансовое положение. Однако ситуация изменилась. Контрактникам по-прежнему предлагают командировки на Ближний Восток. Но так как «террористы разгромлены, а на сирийской земле наступил мир», боевых доплат им уже не гарантируют.
Бойцы в/ч 10103. Фото: voinskayachast.net
На родине же перед морскими пехотинцами нередко ставят сугубо гражданские задачи. Это касается не только ремонта казарм. В обязанности военных, а также членов их семей входит голосование на выборах всех уровней. Представители командования скрупулезно пересчитывают бойцов и их родственников на избирательных участках. Иногда, впрочем, система дает сбой. В сентябре 2017 года кандидат в депутаты городской думы Петропавловска Александр Каменюк поймал военного, который пытался проголосовать по чужому паспорту. Контрактника на участок привел офицер. Этот эпизод удалось снять на видео, которое широко разошлось в социальных сетях. Мария рассказала мне подоплеку резонансного инцидента. По ее версии, комбат, как обычно, поручил обеспечить стопроцентную явку личного состава на выборы. Однако один из военнослужащих явиться не смог — лежал в госпитале. Гражданский долг за больного приказали исполнить его сослуживцу. Тот, естественно, взял под козырек. Но с заданием справиться не сумел. Мало того что он был изобличен бдительным кандидатом в депутаты, так еще и получил выговор от начальства.
18 марта в России — новые выборы. Можно не сомневаться, что на Камчатке тысячи военных обеспечат властям достойный результат. По нашим данным, соответствующие политинформации в частях уже провели. Особо щепетильные командиры требуют, чтобы подчиненные представляли им фотографии бюллетеней с галочкой, проставленной напротив фамилии нужного кандидата.
Многим военным эти политические игры, конечно, не нравятся. Но выносить сор из казарм они не решаются. Служба обеспечивает хоть и не высокий, но стабильный доход. Бойцы, высказывающие недовольство положением дел в частях, рискуют оказаться на улице. А на гражданке найти достойную работу с сопоставимой зарплатой сегодня нелегко.
Складывается парадоксальная ситуация: оборонный бюджет России растет, а условия жизни военных ухудшаются. Пока Верховный главнокомандующий пугает мир новым сверхоружием, контрактники ремонтируют казенные здания, покупают камуфляж в магазинах и даже хоронят боевых товарищей за свой счет. А потом они идут на выборы, обеспечивая власти высокую явку и нужные голоса.

P.S.

P.S. 22 января камчатские журналисты направили запрос в пресс-службу Восточного военного округа с просьбой прокомментировать ситуацию с поборами военных в батальоне морской пехоты. Ответа до сих пор нет. Повторный запрос был направлен 3 марта.