Сюжеты · Общество

«Какая куртка? Он был в дубленке»

Полиция выдвигает новые версии странной гибели петербуржца Рустама Клычева

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Фото из домашнего архива Рустама Клычева
26 февраля родные похоронили 34-летнего Рустама Клычева, погибшего при невыясненных обстоятельствах в 23-м отделе полиции Невского района Петербурга.
«Новая» рассказывала эту историю (см. № 21 от 26.02.2018). 21 февраля около 17—18 часов оперативники задержали мужчину в подъезде его дома на проспекте Солидарности якобы за административное правонарушение: он был нетрезв и шумел в подъезде. В полицейской машине Клычев снял на видео ссадины, ушибы, ранение на ноге, по его словам, полученные при задержании, и выложил двухминутное видео на своей странице в соцсети «ВКонтакте». В 22.20 в камере для задержанных реанимационная бригада скорой констатировала его смерть от удушья. По версии полиции, Клычев сам наложил на себя руки. Родные погибшего не верят в это до сих пор.
22 февраля Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ «Халатность». По первоначальной версии правоохранительных органов, задержанный якобы повесился на шнурке от ботинка, который полицейские у него не изъяли при помещении в камеру, за что и были привлечены к ответственности. Однако 28 февраля следователи Невского района Петербурга сообщили некоторым СМИ уточненные подробности трагедии: «У Клычева изъяли все, что положено по протоколу: паспорт, шнурки, крестик, мобильный телефон, шапку, памятки для водителей «Яндекс.Такси», свидетельство о браке. Ему оставили куртку, это разрешено. Инструмент, которым было произведено удушение, представлял собой резинку от нижней части куртки, на которую она затягивается. Резинка была найдена под телом мужчины».
Жена погибшего Наталия Клычева новой версии следствия не верит абсолютно:
— Какая куртка? Муж был в дубленке! Это хорошо видно на видеозаписи, — сказала Наталия. — Более того, внизу дубленки стопроцентно не было никакой резинки. Насколько я знаю, в дубленках вообще не бывает резинок.
Наталия ездила в морг, просила показать ей дубленку и загадочную резинку. Отказали под предлогом, что одежда изъята как вещдок и находится в морге, в отдельной камере под замком.
Перед похоронами родственникам не позволили осмотреть тело Рустама. Однако, как говорит жена, ее очень смутило, что под одеждой на теле мужа был пакет, скрывающий его состояние.
Сразу после возбуждения уголовного дела полицейские сообщали: в камере вместе с Клычевым находился второй задержанный (за мелкую кражу в магазине), уроженец Белоруссии, но он спал, ничего не видел и не слышал. 28 февраля районные следователи заявили: второй задержанный в момент удушения Рустама, примерно с 21.00 до 22.20, был на допросе.
Главное доказательство есть, но оно пока никому не предъявлено. Полиция Невского района настаивает: суицид Клычева подтверждается видеозаписью с камеры наблюдения, изъятой в камере для задержанных и приобщенной к уголовному делу. Однако жене пообещали показать это видео лишь после судмедэкспертизы и признания ее потерпевшей по делу.
28 февраля о происшествии написала «Медиазона». В публикации приводится анонимный монолог понятого, который присутствовал при осмотре трупа в камере 21 февраля и практически полностью подтверждает версию сотрудников 23-го отдела полиции. Автор текста, журналист Никита Сологуб, рассказал «Новой», что ночью 23 февраля понятой сам написал на почту «Медиазоны» и предложил сообщить подробности осмотра.
По данным некоторых СМИ, среди материалов дела есть те, что свидетельствуют о «социальных трудностях покойного». Якобы он «недавно потерял работу, и у него начались проблемы с исполнением кредитных обязательств» (семья четыре года назад приобрела в ипотеку квартиру). Наталия Клычева категорически отрицает это. По ее словам, в трудовой книжке мужа нет записи об увольнении. 5 марта он должен был отправиться в командировку. Семья не имела ни одной просрочки по кредитам, уверяет Наталия. Еще она возмущена упреками о том, что муж выпивал:
— Редко, по праздникам, — говорит жена. — Четыре года мы живем по этому адресу, и за это время его ни разу не задерживали, у него нет ни одного привода в полицию. На каком основании органы заявляют о проблемах с работой и алкоголем? Я больше чем уверена, — продолжает Наталия, — что Рустама довели до самоубийства, потому что у меня есть смс, где он пишет: «Ты не представляешь, что они со мной тут делают». И еще мне пришла смс за полчаса до его смерти: он появился в сети, это значит — кто-то пытался взломать его телефон. Я предполагаю, что там была ненужная для сотрудников полиции информация.
27 февраля депутат городского парламента Борис Вишневский направил запрос прокурору Петербурга Сергею Литвиненко с просьбой провести проверку обстоятельств гибели Рустама Клычева и законности действий сотрудников 23-го отдела полиции, с изучением записей камер видеонаблюдения.

Комментарий

Сергей Капитонов

Старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Петербургу

— Я видел все публикации в СМИ, не знаю — какие у них источники информации, но городской Следственный комитет ничего подобного не сообщал. Мы вообще не общались ни с кем из журналистов. Никто не звонил нам по этой теме. У нас еще нет видео — оно находится на экспертизе. Расследуем уголовное дело: одна из версий — халатность, другая — суицид, третья — убийство. Предварительно склоняемся к самоубийству, но окончательного вывода пока нет. Откуда у журналистов взялись контакты понятого, присутствовавшего при осмотре трупа, а также информация о злоупотреблении алкоголем и безработности погибшего — не знаю. Мы эти данные никому не давали. Видимо, они их получили в полиции. Непонятно, что там был за понятой?
Корреспонденты — вольные художники — где-то добыли информацию, сослались на Следственный комитет, а на самом деле можно допустить, что они получили сведения в полиции. Но чтобы скрыть свои источники, пишут: СК РФ. Я вас уверяю: у нас пока этой видеозаписи нет. По ней назначена экспертиза, которая займет около месяца. Следствие только началось. Надо подождать.
По закону, если жена будет признана потерпевшей, то лишь по окончании расследования она имеет право знакомиться с материалами уголовного дела (снимать копии, фотографировать и пр.) и вещественными доказательствами. В настоящий момент для нее закон не предусматривает такой возможности.
Однако пакет, надетый на тело, — это какая-то страшная вещь. Почему ей запретили снять этот пакет? Жена вправе написать жалобу по такому поводу.