Президентская кампания вышла на финальный этап, хотя об этом напоминает лишь массированная агитация среди граждан, направленная на повышение явки. Любые заявления, сделанные ЦИК на такой поздней стадии, должны рассматриваться как политические. Поэтому, когда 5 марта представители ведомства неожиданно рассказали об 11 швейцарских счетах Павла Грудинина, появились слухи о готовности снять кандидата от КПРФ с выборов. Однако представители ЦИК успокоили публику: мол, счета были закрыты, да и вообще снимать зарегистрированных кандидатов может только Верховный суд. Предложение в случае чего обращаться в суд, впрочем, ослаблению слухов не способствовало. Анонимные аналитики в мессенджере Телеграм интерпретировали все происходящее в том духе, что в администрации президента якобы хотят подвесить вопрос о снятии Грудинина с выборов до последнего момента.
Надо сказать, что сценарий снятия выглядит не слишком реалистичным, поскольку даже в Кремле должны понимать: это приведет к ненужной в нынешних условиях политизации и естественным образом склонит к союзу всех, кого не допустили. Так что цели нынешней возни, по всей видимости, нужно искать не вокруг избирательных урн 18 марта.
Вообще ажиотаж, созданный вокруг Грудинина некоторыми структурами российской пропаганды, нуждается в отдельном анализе. Пока можно заметить, что чуть ли не каждый день в течение последних месяцев издание Life бомбардировало своих читателей сообщениями о «новых скелетах в шкафу» кандидата от КПРФ.
Атаки не прекращаются, несмотря на то что никто всерьез не сомневается в победе кремлевского кандидата на этих выборах, а рейтинг самого Грудинина не достигает 10% (Геннадий Зюганов в 2012 году, напомним, без особых усилий взял 17%). Такой горячий интерес к Грудинину можно объяснить тремя причинами, которые не исключают, а скорее дополняют друг друга.
Во-первых, существует аппаратная и медийная инерция, которая предполагает, что для победы кандидата № 1 каждый должен сделать что-то на своем посту, получив под это бюджет, и затем отчитаться.
Именно по этой причине без особой необходимости организовываются пиар-кампании, работают команды политтехнологов. Поколение, которое застало в России выборы с непредсказуемым исходом, еще живо, и вот все работают как умеют — по инерции.
Во-вторых, если за выборы вам придется отчитываться, то у вас есть основания бояться. Что если на подведомственной территории важный кандидат не наберет желанного числа голосов? Или что будет с явкой? В таких условиях полезен какой-нибудь подходящий противник, на которого в случае чего можно будет свалить собственные неудачи.
Грудинин — малоизвестный в федеральной политике человек, выступающий от лица второй по численности российской партии, — идеальный кандидат на роль такого врага.
Его можно преследовать прямо сейчас, чтобы потом показать, как много вы делали на благо российского политического режима.
Наконец, наиболее серьезная причина заключается в том, что власти вообще не заинтересованы в появлении новых политиков. Зачем, если еще в строю пул старых героев, доставшихся стране в наследство от 90-х. Существует национальный лидер, который в соответствии с официальной мифологией спас страну от 90-х и который теперь стоит несколькими ступеньками выше. Новые фигуры в политике не нужны ни сегодня, ни к 2024 году.
Так что атака на Грудинина за 10 дней до выборов может означать: поучаствуешь и возвращайся в свой совхоз.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»