28 февраля Хамовнический суд Москвы на два месяца арестовал Константина Салтыкова, волонтера московского штаба политика, по обвинению в нападении на полицейских во время акции. Это произошло сразу после того, как Салтыков вышел из изолятора, в котором он до этого провел 30 суток за повторное нарушение порядка проведения митинга. Теперь ему грозит наказание по уголовной статье. Якобы при задержании один из полицейских ощутил острую трехсекундную боль, причиной которой и являлся, по версии полиции, Салтыков.
Под арестом в скором времени может оказаться и сам Навальный. На 5 марта ранее было назначено заседание суда по делу о «забастовке избирателей». «Хитрый план, очевидно, в том, чтобы я вышел аж 5 апреля, пропустив и сам день голосования, и все подходящие даты возможных протестных митингов», — предположил оппозиционер в беседе с изданием «Медиазона». Однако материалы дела вернули в полицию, что означает перенос заседания на более поздний срок. Результат от этого скорее всего не изменится — Алексей Навальный может получить до 30 суток ареста по ч. 8 ст. 20.2 КоАП, то есть за повторное нарушение правил проведения массовых мероприятий.
Ранее Симоновский районный суд Москвы назначил главе федерального штаба политика Леониду Волкову административный арест на 30 суток все по той же статье. Поводом послужили два ретвита: первый — обращение Алексея Навального к школьникам от 22 января, второй — запись с видео задержания оппозиционера от 28 января. При этом, по мнению защиты, первый ретвит не содержал призывов к забастовке, а второй был опубликован уже после того, как акция завершилась. Как рассказал впоследствии Навальный, правоохранители, задержавшие Волкова 22 февраля в аэропорту Шереметьево, таким образом не дали ему улететь в Башкортостан, «один из самых важных регионов с точки зрения организации наблюдения на выборах». Теперь на свободе Леонид Волков окажется только после выборов президента.
27 февраля был задержан еще один участник «забастовки избирателей», координатор отделения «Открытой России» в Санкт-Петербурге Андрей Пивоваров. Его арестовали на 25 суток. «Видимо, Смольный так неуверен в результате даже этих «выборов», что пытается изолировать меня от них. Глупость, конечно. Мой арест лишь демонстрирует слабость и страх», — написал оппозиционер на своей странице в фейсбуке. Он предположил, что «в преддверии выборов 18 марта в Петербурге зачищают любых политических активистов».
Те же 25 суток в изоляторе проведет еще один петербургский активист Артем Гончаренко. Причиной для его ареста стала демонстрация надувной утки из окна дома рядом с площадью Пролетарской Диктатуры, где проходила «забастовка избирателей». Демонстрация утки и выкрикивание лозунгов из окна своей квартиры, по мнению суда, означали участие в несанкционированной акции — и повторное нарушение правил проведения митингов.
«Не исключено, что власти осознанно изолируют тех лидеров оппозиции, что способны организовать массовые протесты по итогам избирательной кампании, — рассуждает политолог Аббас Галлямов. — Поскольку речь идет о долгосрочной легитимности, ничто не должно омрачать момент получения президентом мандата. Никаких сомнений в том, что страна проголосовала за него в едином порыве, ни у кого возникнуть не должно».
Толпы протестующих, по мнению эксперта, могут подпортить эту «благостную картину». А вот изолировав лидеров, Кремль может быть уверен, что протесты будут разрозненными и малочисленными.
С ним соглашается политолог Дмитрий Орешкин, который считает, что власти ставят перед собой задачу «маргинализовать Алексея Навального и запугать его сторонников» перед выборами. «Надо сказать, что со своей задачей они справляются. И так как Навальный представляет собой фундаментальную угрозу, аресты продолжатся и после дня голосования», — добавил он.
Галлямов не исключает, что аналогичные меры будут предприняты в канун инаугурации. «Протесты в этот день гораздо более опасны, чем если бы они прошли в любое другое время», — заключает эксперт.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»