С начала февраля несколько десятков крымских татар в разных населенных пунктах Крыма объявили о начале голодовки в знак протеста против сноса домов и мечети в жилом массиве Стрелковая в Симферополе. Земля Стрелковой приглянулась группе строительных компаний «Монолит», которую связывают с главой Крыма Сергеем Аксеновым. «Монолит» планирует построить на месте крымско-татарских домов и мечети жилой комплекс «Крымская роза» на 9000 квартир.
Первым голодовку объявил ветеран национального движения крымских татар Фазил Ибраимов. 4 февраля на народном сходе в Стрелковой он заявил, что намерен добиться встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, чтобы обсудить урегулирование проблемы.
Однако никакой встречи с президентом не состоялось. Вместо этого Ибраимов был задержан и отправлен в СИЗО по обвинению в мошенничестве: следствие посчитало, что он в течение семи лет собирал деньги с жителей Стрелковой за решение вопроса о получении ими земли в собственность. Земельный вопрос для Стрелковой действительно болезненный. Район образовался в 2006 году как самозахват. Крымские татары утверждают, что после возвращения из депортации у них не было другого пути, кроме как самовольно занять пустующую землю: власти репатриантам ничего не предлагали. В 2013 году Украина начала легализацию массива и построенных на нем домов. Завершить процесс помешала «крымская весна».
Еще до задержания Ибраимова к голодовке против сноса крымско-татарских домов и мечети примкнули три человека. А после его ареста голодовка приобрела массовый характер с элементами флешмоба. Один за другим крымские татары в разных населенных пунктах Крыма начали объявлять об отказе от пищи в знак солидарности с жителями Стрелковой. На самом массиве помещение для голодовки выделили в доме имама.
— Снос мечети — страшное преступление. Мы считаем саму мысль об этом оскорбительной, — заявил «Новой газете» один из участников голодовки Рустем Османов. — Что касается наших домов, то здесь может быть диалог. Но пока взамен нам предлагают лишь участок на пустыре в селе Мирное за Симферополем. При этом в Мирном нет никакой инфраструктуры.
Арест Ибраимова участники голодовки называют несправедливым.
— Обвинения строятся на показаниях четырех человек, которые никакого отношения к Стрелковой не имеют, — говорит участник голодовки Курбан Сары. — Денег за решение земельных вопросов Ибраимов не собирал. Мы скидывались только на строительство мечети, которую теперь хотят снести.
В группе компаний «Монолит» «Новой газете» заявили, что ситуацию вокруг Стрелковой не комментируют. Директор строительной фирмы «Акура», которая непосредственно будет строить микрорайон «Крымская роза», Валерий Семененко в начале февраля заявлял агентству «Крыминформ», что на Стрелковой будут снесены все незаконные строения. Про мечеть он говорил отдельно: «Сейчас мы видим, что здание имеет высоту более десяти метров. Необходимые экспертизы этого объекта не проводились. И нельзя сказать, насколько оно безопасно для эксплуатации и тех людей, которые туда ходят. Не забывайте также, что наш регион сейсмически активный и есть дополнительные требования для строительства подобных сооружений».
Пресс-секретарь Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) Зера Эмирсуин рассказала «Новой газете», что представители ДУМК, застройщика и правительства Крыма проводили переговоры, на которых мечеть решили сохранить. «О дальнейших заявлениях господина Семененко нам ничего не известно, — говорит Зера. — В любом случае возможное несоответствие здания мечети каким-то строительным нормам, нормам пожарной безопасности и т.д. не должно быть поводом для ее сноса. Наверняка можно найти иные пути».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»