Собрание акционеров приняло решение о самоликвидации банка ABLV. В середине февраля финансовая разведка США обвинила ABLV в отмывании денег, коррупции и связях с организациями, финансирующими ракетную программу Северной Кореи.
В расследовании говорится: ABLV, в основном, работающий на клиентов-нерезидентов из постсоветских стран, институциализировал отмывание средств — для чиновников и бизнесменов из России, Украины, Азербайджана. Банк уже неоднократно фигурировал в различных историях с сомнительными транзакциями — в частности, в расследованиях Сергея Магнитского, в схеме «ландромата», и в молдавской «краже века» — выводе миллиарда евро их трех банков страны.
Минфин США решил ввести санкции: запретить американским финансовым учреждениям открывать корреспондентские счета для ABLV — то есть, де-факто, лишить банк возможности проводить транзакции в долларах. Ожидалось, что американские инспекторы лично приедут в Латвию, чтобы разобраться на месте — а банк объявил о беспочвенности обвинений и готовности к сотрудничеству. На подачу апелляции ABLV было дано 60 дней.
Расследование американской финансовой разведки повлекло за собой массовый уход вкладчиков: за первые несколько дней банк потерял около 600 млн евро. Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, Европейский центробанк наложил ограничение на все дебетовые операции для клиентов банка в любой валюте.
Судя по всему, это не помогло, потому что в минувшие выходные ЕЦБ заявил о возможной ликвидации банка. Европейский регулятор констатировал, что в банке наблюдается признаки наступающего краха, и его спасение — не в интересах общества. По словам представителя ЕЦБ Уильяма Леливельда, банк не смог доказать, что имеет в своем распоряжении 1 млрд евро наличными, что является стандартным требованием для банка в кризисной ситуации.
В самом банке это решение сочли политическим. «Для укрепления ликвидности банк в течение четырех рабочих дней собрал более 1,36 миллиарда евро, обеспечив 86% всех вкладов до востребования. Этого было вполне достаточно, чтобы банк возобновил проведение платежей и выполнил обязательства перед клиентами, однако по политическим причинам банку не была предоставлена такая возможность», — говорится в официальном сообщении банка, опубликованном в субботу.
На пресс-конференции во вторник один из двух главных акционеров банка Эрнест Бернис заявил, что банк начнет процедуру самоликвидации — это поможет максимально защитить активы банка и интересы его клиентов. Сейчас идет разработка плана ликвидации, который будет утверждать комиссия рынка финансов и капитала, которая контролирует работу банков в Латвии.
Первая фаза самоликвидации предполагает сокращение штата на 30% — увольнение 300 человек. Эрнест Бернис во время пресс-конференции подчеркнул, что это для руководства банка «самый болезненный вопрос». По словам акционера, штат ABLV — это около 1000 высококвалифицированных сотрудников.
Комиссия рынка финансов и капитала подсчитала, что гарантированные вклады (в соответствии в законодательством Латвии — до 100 тысяч евро) должны быть выплачены 22 750 клиентам банка — на общую сумму в 470 миллионов евро. Гарантированные выплаты должны начаться не позднее 7 марта. Получить их можно в каком-то из других банков. Это касается и нерезидентов, которых среди клиентов банка большинство.
Министерство финансов из-за грядущей ликвидации ABLV не стало снижать прогноз по росту ВВП, который составляет 4,1%.
При этом в связи с закрытием ABLV сократится доля Латвии на рынке экспорта финансовых услуг (более 80% клиентов банка составляли нерезиденты). Правда, в министерстве финансов, в связи с обвинениями в адрес ABLV, и так задумались о том, чтобы законодательно ограничить долю нерезидентов в латвийском банковском секторе до 20%, так как за прозрачностью их операций сложнее следить.
Еще одно предложение латвийского минфина — обязать банки выплачивать повышенную пошлину с перечислений высокорискованных клиентов. Так министерство надеется восстановить репутацию финансового сектора, сильно пошатнувшуюся после этого скандала
Эти меры, если они будут приняты, действительно сильно осложнят жизнь отмывателям денег, которые привыкли воспринимать латвийские банки как очень удобную прачечную.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»