Если бы в России кино почитали, как спорт, все пропагандистские шоу, обнаруженные в телеотечестве, радовались бы очередному вставанию с колен.
Российский фильм «Довлатов» удостоен приза «Берлинале» за выдающийся художественный вклад
Формально он отдан Елене Окопной, художнику-постановщику и художнику по костюмам фильма. Но безусловно «художественный вклад» - это их совместная с режиссером Алексеем Германом кропотливая работа. В «Довлатове» прописанное в мельчайших подробностях пространство и образ замерзшего ноябрьского Ленинграда – превращаются в метафору застывшего времени. Интонация и воздух в картине странным образом складывается из чуткого поэтического строя всего фильма. Читатели газеты Berliner Morgenpost назвали картину лучшей за весь фестиваль. «Я рад награде от читателей «Berliner Morgenpost», но самое главное, что после премьеры нашего фильма я увидел людей, которые читали только что купленные книги Довлатова», — сказал режиссер.
Российские зрители увидят фильм в начале марта.
А фильм Тимура Бекмамбетова «Profile» («Профиль») удостоился приза зрительских симпатий программы «Панорама». О «Профиле» следует рассказывать отдельно. Этот психологический триллер о британской журналистке, решившейся через соцсеть проникнуть в запрещенную исламскую террористическую организацию, смотрится на одном дыхании. При этом, все действие происходит внутри компьютера. Бекмамбетов, пожалуй, первым угадал оптику времени. И если человечество в массовом порядке эмигрирует в цифровой мир, он для этого человечества создает свой кинематограф с новым киноязыком. В формате Screen Life все действие показано при помощи мониторов различных гаджетов: от окошка Skype до обычного браузера или экрана телефона. При этом в «Профиле» есть сила и полнота присутствия. Это настоящая цифровая воронка, в которой есть место страху, сочувствию, саспенсу.
Кадр из фильма «Профиль». Kinopoisk.ru
На кинорынке продюсеры компании Hype Production Илья Стюарт и Мурад Османн представили картину «Лето» Кирилла Серебренникова иностранным инвесторам. На красной дорожке церемонии закрытия немецкая актриса Франциска Петри, снимавшаяся в картине Серебренникова «Измена», вышла к фотографам с пакетом с изображением лица режиссера и в футболке с надписью «Я вынужден оставаться дома».
Интимные места
Программа «Берлинале-68» запомнится невиданном числом невыразительных фильмов. Возможно, поэтому и решение жюри под управлением Тома Тыквера руководствовалось желанием вознаградить не художественное достижение (для этого есть специальный приз, которым была отмечена загадочная русская картина о загадочном русском писателе), а нечто особенное, провокационное, раздражающее. Как в преддверии фестиваля признался Тыквер: «Будем искать дикие фильмы, которых все меньше в мировом кино».
Для пятидесятилетней Лауры (Лора Бенсон) невыносимы любые прикосновения посторонних. Она нанимает юношей по вызову, и пытается получить удовольствие, наблюдая за ними. «Не прикасайся» — медленное, рефлексивное кино Адины Пинтилие. Шокирующее, исследующее страхи, проблемные зоны и пределы неформальной близости. Много обнаженной плоти, изуродованной разнообразными недугами (один из героев страдает спинальной мышечной атрофией). Бесстрастные панорамы интимных мест, и психофизическое погружение в вопросы интимности. Кино на стыке игрового и документального про особенный путь к себе. Актеры делятся с камерой фактами своих биографий – и похожи на лабораторных кроликов. В общем, кино на любителя. И таким любителем оказался Том Тыквер. В рейтинге кинокритиков фильм «Не прикасайся» — на одном из последних мест.
Женская доля
2017-ый в мировом кино останется годом перемен в борьбе за «женские права», которые запустил громкий скандал с Харви Вайнштейном. В результате этих перемен, акций и манифестов движения «Time's Up» («Время вышло») конкурсная программа Берлинского фестиваля утверждает гендерное равноправие в кинематографе и рисует портрет современницы.
«Наследницы»парагвайского режиссера Марсело Мартинези — фильм про сложную вязь и усталость отношений возрастной лесбийской пары. Про одиночество вдвоем и страх вырваться на волю (Приз им. Альфреда Бауэра за новые перспективы в киноискусстве и «Серебряный медведь» за лучшую женскую роль Ане Брун).
В ярко окрашенной взрывной эмоцией и чувственностью мелодраме «Дочь моя» — женский любовный треугольник. Десятилетняя девочка из итальянской деревни мучается выбором между добропорядочной приемной матерью и биологической – разбитной легкодоступной пьянчужкой Анжеликой (Альба Рорвахер). Обе мамы, как в «Кавказском меловом круге», сначала тянут ребенка к себе, потом отпускают. Потому что обе – настоящие.
Элитная проститутка в исполнении Изабель Юппер – героиня фильма «Ева» ударно занимается профессией, и готова прибить очередного клиента… лишь бы вызволить мужа из тюрьмы. Усилия режиссера Бенуа Жако со всей энергией направлены на то, чтобы показать Юппер моложавой и привлекательной. На остальное энергии не остается.
Героиня «Недвижимости» режиссеров Акселя Петерсена и Манса Манссона – семидесятилетняя Нойет становится наследницей многоквартирного дома, а заодно — охапки нерешаемых проблем: с эмигрантами его заселившими, с воровством управляющих. Законно решить конфликт не удается. И Нойет переходит к карательным мерам. Сатира шведских режиссеров демонстрирует беспомощность современной европейской демократии.
Немецкая актриса Мари Боймер тонко, пастельно сыграла Роми Шнайдер на закате жизни в картине Эмили Атеф «Три дня в Киброне». На курорте в Бретани в пору мертвого сезона франко-немецкая актриса дает откровенное интервью журналу «Штерн». Последнее интервью. Меланхолическое посвящение звезде французского кино, снятое в духе новой волны. Работа Боймер заслуживает награды, но видимо, она недостаточно «дикая» для жюри.
Неча на зеркало пенять…
Вторую по значению премию – Гран-при получила картина польского режиссера Малгожаты Шумовской «Рожа». История юноши, который из-за несчастного случая на стройке буквально «потерял лицо». Беспрецедентная пластическая операция обезобразила Яцека и… сделала национальной знаменитостью. Ядовитая и свежая сатира умницы Шумовской на пуританское польское общество. В деревне Яцека воздвигается статуя Христа до самых небес, чтобы больше, чем в Рио де Жанейро. Каменное изваяние и станет причиной трагедии. «Я всегда стараюсь увидеть красоту в мнимом однообразии, уродстве, серости», — говорит режиссер. Не думаю, что в России «Рожу» покажут. А если кто из прокатчиков и решится, волна очередных «оскорбленных» не видевших фильма, обрушится на него. Потому что метафоры картины относятся в равной степени и к нашему ханжескому обществу, разрывающемуся между жаждой потребления и церковными ритуалами, благодарно принимающему мнимые ценности за настоящие.
«Серебряного медведя» за режиссуру получил автор фильма открытия Берлинале «Остров собак» Уэса Андерсона. Семейная история о мальчике, который разыскивает своего пса на мусорном острове. Андерсон снова снимает кукол, справедливо полагая, что в них в отличие от компьютерных изображений, есть настоящая жизнь. Говорящих собак озвучивают Брайан Крэнстон, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон и Билл Мюррей, который и получил приз вместо уехавшего Андерсона.
Кадр из фильма «Остров собак». Kinopoisk.ru
Идея «Острова собак» навеяна картинами Акиры Куросавы «Бездомный пес» и «Пьяный ангел». «Сначала мы решили, что будем снимать фантазию, — рассказывал режиссер, — Но мы работали над проектом почти семь лет. Мир изменялся до неузнаваемости. И мы поняли, что наш сюжет про изгнанных из ненасытного кошачьего мира собак будет чрезвычайно острой темой. Эта история могла бы произойти в любом месте планеты в любое время».
Судя по всему, Берлинский кинофестиваль погрузился в кризисную зону. В открытом письме ведущих немецких режиссеров предлагается вместо «одного директора с его субъективными вкусами» создать подобие международной комиссии, состоящей из равного числа мужчин и женщин во главе с человеком, «который обладал бы организационными способностями, любил бы кино, имел бы активные международные контакты и мог бы поднять Берлин до уровня Канна и Венеции». Известно, что поиски такого «профессионального любителя» уже начались. Увенчаются ли они успехом, покажет следующий «Берлинале». Вот бы и для ММКФ подыскали бы президента, способного «поднять Москву до уровня Канн и Венеции».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»