Фото: Евгений Фельдман, для проекта «Это Навальный»
Накануне дня защитника отечества российские власти организованно оборонялись от либералов и оппозиционеров. На выходе из своего дома был задержан Алексей Навальный, одновременно полиция задержала и его соратника Леонида Волкова. Навального вскоре отпустили, но вручили протокол об административке по ст. 20.2.8 КоАП (повторное нарушение правил проведения публичных мероприятий). Этот протокол — вещь чрезвычайно удобная, ведь теперь в любое время политика могут вызвать в суд, а там назначить наказание вплоть до административного ареста на 30 суток. Тем временем в стране как раз пройдут президентские выборы.
Возьмите на заметку: если вам однажды придется организовывать безальтернативную президентскую кампанию, постарайтесь заранее подготовить Административный кодекс.
Волкова, задержанного в Шереметьево, Симоновский суд Москвы успел в тот же день показательно арестовать на 30 суток. Вина оппозиционера, по мнению судьи, состояла в том, что 28 января он опубликовал на своей странице в твиттере ссылку с сайта Навального, содержащую видеоролик задержания в ходе несогласованной акции. Для Волкова это уже второй административный арест за последние три месяца — в начале декабря он также был арестован на 30 суток.
КоАП не единственный политический союзник российских властей.
Параллельно с задержаниями и судами бывший замглавы московского штаба Навального Виталий Серуканов заявил о том, что подал в Минюст документы для регистрации «Партии прогресса». Так называется незарегистрированная партия сторонников Навального, но Серуканов, поссорившийся со своими бывшими единомышленниками и обвинивший их в некомпетентности, теперь претендует на тот же бренд самостоятельно. Или, возможно, при помощи старших товарищей: Навальный утверждает, что фотографию со съезда «Партии прогресса», собранного Серукановым, размещал в своем телеграм-канале известный политтехнолог и бывший кандидат в президенты России Андрей Богданов. По аналогичному сценарию Богданов уже увел бренд «Народный альянс» — первое название «Партии прогресса» Навального.
Все эти процессы воспринимаются многими наблюдателями как необъяснимые: неужели власти настолько не уверены в своих силах накануне выборов, что готовят к 18 марта стерильный политический фон?
Оппозиционеры сидят в КПЗ, бренды незарегистрированных политорганизаций перехвачены. Но зачем нужны такие меры в ситуации, когда у вас есть большинство избирателей и нет реальных конкурентов на официальных выборах?
Рационального объяснения здесь не существует, зато в действие, кажется, вступает целый ряд субъективных факторов. Чиновники на всех уровнях стараются перестраховаться и отчитаться перед вышестоящим начальством. Выборы организованы под ключ, начиная от социальной рекламы и заканчивая законодательными новеллами, и превентивная охота за оппозиционерами рассматривается как необходимая составляющая работы по «укреплению демократии».
Скорее всего, эта тактика вполне себя оправдает. При этом в Кремле традиционно не просчитывают стратегических последствий своих действий. Все аресты, запреты и «перехваты», направленные против сторонников Навального, в долгосрочной перспективе работают на укрепление его репутации в качестве опасного политического противника. Действия российских властей в конечном счете приведут к тому, что на выходе из президентской кампании 2018 года ни у кого уже не будет сомнений, что Навальный может всерьез претендовать на пост главы государства.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»