27 февраля исполнится три года с момента убийства Бориса Немцова. Все это время его соратники, оппозиционеры и общественные деятели добивались установки памятного знака в честь политика. На Большом Москворецком мосту, где Немцов был убит, волонтеры устроили мемориал: до сих пор каждый день они приносят туда цветы и сменяют друг друга на ночных и дневных дежурствах. На мосту они неоднократно ставили табличку «Немцов мост», но не получили для нее официального согласования. В сентябре 2017 года муниципальный депутат Замоскворечья Сергей Марков, бывший сосед Немцова, с согласия других собственников установил на стене своего дома табличку «Здесь жил Борис Немцов». Мэрия ее не демонтировала, зато пришли «активисты» движения SERB, повредили табличку и отнесли в отделение полиции.
22 февраля мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что мэрия поддерживает установку памятной доски Борису Немцову по адресу: Малая Ордынка, 3. Доска будет установлена на общественные деньги. Единственное уточнение — потребуется согласие жителей дома.
Муниципальный депутат Замоскворечья Сергей Марков. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»
Дом, на котором депутат Марков установил табличку в сентябре с согласия собственников, находится по адресу: Климентовский переулок, 9/1, а Немцов жил в доме на Малой Ордынке, 3. С инженерной точки зрения, это один и тот же дом. Со стороны улицы две части дома разделяют ворота, которые ведут в общий двор, кроме того, два почтовых адреса обозначены разной краской на одной стене. В какой-то момент серый цвет сменяет бежевый — это значит, что Климентовский, 9/1, заканчивается и начинается Малая Ордынка, 3.
— Климентовский — это исторический дом, построенный в 1911 году, в 90-е годы к нему была сооружена пристройка (Малая Ордынка, 3), и в инженерном отношении эта пристройка является частью дома, но в административном — номер дома другой, — рассказал Сергей Марков«Новой». — Там в 90-х получили квартиры разные чиновники, в том числе Немцов.
Марков говорит, что если мэрия будет учитывать мнение всего дома, то он не сомневается в результате, так как 58% собственников его части дома в сентябре проголосовали «за». А жители той части, где жил Немцов, тогда категорически отклонили инициативу проведения собрания собственников у себя по этому вопросу.
— Я знаю, что они не захотели проводить собрание. И поэтому я боюсь, что у властей появляется возможность сказать «мэрия была «за», а жители не захотели, — говорит Марков. — Так что не факт, что это все произойдет.
В то же время Марков считает, что у этого решения мэрии есть определенный политический смысл, который требуется оправдать. Во-первых, остается меньше месяца до выборов президента. Во-вторых, просьбу об установке памятного знака в мэрию передала кандидат в президенты Ксения Собчак.
— Противопоставлять себя общественности — глупо. В ряде стран стали присваивать имя Немцова улицам и площадям, да еще в тех местах, где стоят посольства. А у нас ничего нет — это же позор. Он — наш соотечественник, наш гражданин. К тому же, в этой ситуации человек, который обратился в мэрию (Ксения Собчак), имеет определенный коммуникационный ресурс, все-таки она — зарегистрированный кандидат, — замечает Марков.
Ксения Собчак уже поблагодарила мэрию Москвы и лично Сергея Собянина за положительное решение в отношении установки доски. «Это правильный и нужный шаг! Бориса Немцова должны помнить. Как и за что он был убит — тоже. Мы и далее будем требовать переименовать мост и сделать там памятную доску, но это, увы, решение, которое можно принять только на федеральном уровне, а первый шаг сделан — и мемориальная доска на доме, где жил Боря, сможет появиться в ближайшее время!» — написала кандидат в президенты на своем сайте.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что это действие Собчак никак не повлияет на поддержку со стороны ее электората. Кто-то может посчитать, что все получилось благодаря связям Собчак с мэрией, а кто-то — что додавила либеральная общественность, отмечает эксперт.
— Прежде всего, это демонстрация того, что власть все-таки слышит нужды либерального электората, — говорит Орешкин. — Это символический жест, не нужно здесь искать оснований негодовать по какому-то поводу. Мне было бы интереснее посмотреть, как движение SERB, которое набрасывалось на табличку, будет вести себя теперь.
Соратник Бориса Немцова, муниципальный депутат Красносельского района Илья Яшин считает, что «сербовцы» не решат кидаться на этот монумент, так как он установлен с разрешения мэрии:
— Их демонстративная агрессия объясняется тем, что эта структура встроена в систему МВД. И куратор этих так называемых «сербовцев» находится в Центре противодействия экстремизму.
«Когда за вашей спиной офицеры МВД, которые вас направляют для таких агрессивных акций, вы можете делать, что хотите. Это управляемая шпана. Когда хозяин цыкнул, они тут же успокаиваются».
Активист SERB с сорванной табличкой сделал селфи в отделении полиции
...после SERB. Фото: Татьяна Тихонович / Facebook
Яшин говорит, что, по закону, согласие мэрии на установку таблички было не нужно, и еще в сентябре депутат Марков смог соблюсти все необходимые процедуры:
— Есть разные способы установки памятных табличек. Один — через Мосгордуму, через комиссию по монументальному искусству. Другой — это когда сами жители проводят собрание (как сделал Марков), каждый из них подписывает протокол о том, что он считает, что на их доме должна быть такая табличка. Заметим, что, когда табличка была установлена по инициативе Маркова, мэрия ведь ее не демонтировала. Грязную работу доверили «сербовцам».
То, что установка знака происходит прямо перед выборами, — неслучайно, по мнению оппозиционера: «Я могу только догадываться, но я бы очень хотел, чтобы разные кандидаты в президенты проявили некую деликатность, потому что тема достаточно болезненная и эмоциональная. И я надеюсь, что не будет попыток превратить Немцова в агитационный плакат какого-то кандидата в президенты».
Марш памяти Бориса Немцова пройдет в Москве 25 февраля. Московская мэрия согласовала маршрут от Страстного бульвара до площади Сахарова.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»