Банк России предложил новые поправки в регулирование операций с наличной валютой. Коммерческим банкам могут запретить размещать информацию о валютных курсах на улице, «в том числе на щитах, стендах, перетяжках, электронных табло», за исключением окон и витрин, сказано в проекте указа на сайте ЦБ. Изменения могут вступить в силу уже в марте. Таким неординарным способом ЦБ планирует бороться с незаконными обменными пунктами — на них приходится большая часть электронных стендов на улице. Маскирующиеся под операционные кассы, «серые» обменники не соблюдают надзорные ограничения и, по мнению регулятора, представляют потенциальную опасность для клиентов.
В целом это логичное предложение, которое продолжает усилия регулятора по наведению порядка в различных уголках финансовых рынков. Тем более что сегодня все больше людей заранее находят наиболее выгодный курс с помощью смартфона, да и сами обменные операции несложно провести через интернет-банк. С другой стороны, запретительный настрой ЦБ задевает важный потребительский нерв россиян: последние 25 лет курс доллара на привычном электронном табло — это главный народный индикатор состояния экономики. Со времен перехода к рынку доллар выполняет в России функцию единственного защитного актива, который позволяет минимизировать потери при любых потрясениях, включая коллапс банковской системы.
На пике девальвации рубля в декабре 2014 года появились слухи о закупке обменниками пятизначных табло, рассчитанных на стоимость доллара свыше 100 рублей. Новая разрядность электронных стендов не добавила бы россиянам уверенности в завтрашнем дне. Сейчас экономическая ситуация куда более благоприятна, но подобное ограничение информации о состоянии рубля тоже может привести к росту негативных ожиданий. Сама новость о «засекречивании курса валюты» уже вызвала волну тревоги.
В зависимости от склонности к конспирологии в шаге ЦБ можно увидеть подготовку к очередной девальвации, а то и к полному запрету на хождение иностранной валюты в России.
В любом случае прагматический смысл действий регулятора остается довольно туманным. Обойти ограничения и остаться на «сером» рынке обменники, похоже, смогут без особого труда (достаточно будет показывать курс через оконные стекла). Если же дело в эстетических качествах наружных табло или в недобросовестности рекламы обменников, то эти вопросы должен решать, скорее всего, не Центральный банк.
В предложении ЦБ есть один важный элемент, который привлек к себе гораздо меньше внимания. Речь идет о предоставлении банкам права устанавливать или изменять курсы валют к рублю без издания специальных приказов, то есть в автоматическом режиме. Упразднение бумажного документооборота и переход к электронному надзору — одна из ключевых долгосрочных целей регулятора. Для этого в России под лозунгом борьбы с отмыванием средств разворачивается масштабная кампания против оборота наличных денег как таковых. В этом контексте борьба с обменниками должна снизить стимулы населения к приобретению наличной валюты.
Однако прогрессивная тенденция к безналичным расчетам в российском исполнении приобретает искаженные черты. По данным «Деловой России», из-за новых «антиотмывочных» (или профискальных?) рекомендаций ЦБ с января по октябрь прошлого года банки во внесудебном порядке заблокировали около 500 тысяч расчетных счетов российского малого бизнеса. Банки могут отказывать предпринимателям в обслуживании без объяснения причин и требовать целый ворох бумаг для проведения рядовых хозяйственных транзакций, если сочтут расходование средств «нецелевым».
Заглянуть в будущее цифрового финансового контроля, под которым находится не только бизнес, но и обычные граждане, можно уже сегодня. Недавно в ЦБ анонсировали создание мобильного приложения, которое будет функционировать как единая платформа для банковских операций физических и юридических лиц в любой кредитной организации. Этот проект стал возможным благодаря принятию в прошлом году закона об удаленной идентификации клиентов банков, который позволяет россиянам получать финансовые услуги онлайн, а спецслужбам (в разработке приложения участвует ФСБ) — полностью контролировать денежные потоки в стране и получать неограниченный доступ к биометрическим данным населения. А это гораздо более драматичная перспектива, чем исчезновение с улиц электронных табло с курсом доллара.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»