Комментарий · Политика

Стратегическая орбитальная инициатива

У Роскомнадзора наметились космические проблемы

Фото: РИА Новости
Про Tesla в космосе под песню Боуи вы, конечно, все уже знаете. Как не знать — на то и была рассчитана картинка скафандра за рулем машины в открытом космосе. Шоу Илону Маску удалось. Но главное — удалось доказать, что он может вывести в космос 63 тонны груза и вернуть в сохранности на Землю по меньшей мере две из трех разгонных ступеней, которые можно использовать для нового пуска. Неужто на Марс?
Марс далеко. Компания Маска SpaceX уже занимает почти половину мирового рынка ракетных пусков, но Falcon Heavy нужен явно не для того, чтобы возить вахтовикам на МКС еду и воду. А вот два десятка спутников — груз вполне подходящий. Тем более что таких спутников Маску скоро понадобится много. Очень много. Для начала — 4425, каждый весом примерно 400 кг. Именно столько низкоорбитальных спутников собирается вывести на орбиту к 2024 году компания Маска для того, чтобы обеспечить широкополосный доступ к интернету по всему миру. 14 февраля председатель американской Федеральной комиссии по связи Аджит Паи заявил, что комиссия собирается одобрить эту заявку SpaceX на развертывание такого спутникового сервиса. На 17 февраля запланирован вывод на орбиту двух первых тестовых спутников новой системы. Для вывода всего роя серверов тяжелый ракетоноситель Falcon Heavy подойдет как нельзя лучше.
Проект Маска, конечно, не первый проект спутникового интернета. Жители отдаленных районов России с ним, например, неплохо знакомы. Вот только нынешний доступ «через космос» обеспечивают не­многочисленные геостационарные спутники, кружащиеся над Землей на высоте примерно 35 тысяч километров. Что довольно далеко, а потому современный спутниковый интернет работает с большими задержками, и его пропускная способность находится где-то на уровне сетей десятилетней давности. Чтобы обеспечить широкую полосу для трафика, спутники, как и планирует SpaceX для сервиса Starlink, должны летать на высоте 1200 км и, помимо связи с наземными станциями, еще и обеспечивать постоянный обмен трафиком между собой. Их должно быть много — примерно в десять раз больше, чем сейчас аппаратов на низких околоземных орбитах.
Что примечательно, проект Маска даже не единственный. Есть еще несколько компаний, которые имеют схожие планы. Компания OneWeb, которая планирует вывести на околоземную орбиту 640 спутников, привлекла даже больше инвестиций от японского SofrBank, чем SpaceX Маска, в которую вложилась Google. Кажется, идея «повсеместного интернета из космоса» прямо носится в воздухе. Удачно, что Земля все-таки круглая: решение вопроса со связью в одной стране заодно поможет разрешить ее и по всему шару. Может быть, даже на обратной его стороне? Ведь наша комиссия по связи, то есть Роскомнадзор, со всей прочей государственной машиной последние несколько лет занимается, кажется, исключительно тем, что усложняет пользователям доступ в интернет. Интернет, конечно, работает, но уже все больше напоминает продукцию родного автопрома: чтобы обойти все эти дурацкие ограничения, есть масса возможностей для не слишком продвинутых пользователей, но приходится полежать под капотом, то есть научиться настраивать VPN, пользоваться прокси-серверами, включать мосты в Tor.
В умах российских государственных деятелей, правда, могут появиться и более радикальные идеи. Например, построить систему тотальной фильтрации, и вместо того, чтобы не пускать пользователей туда, куда ходить не надо, разрешить им ходить только туда, куда можно. Такая система «белых списков», кстати, может оказаться даже проще нынешней. Она, естественно, тоже будет не без дыр, к тому же смотрящие за трафиком захотят смотреть и кино для взрослых, и «новые сериалы бесплатно смотреть онлайн», и быть в курсе того, какими именно словами ругают охранников занавеса. И невоспитанных хакеров тоже, конечно, хватает.
Однако при таком повороте самым эффективным средством обхода станет 100-долларовая (как обещал когда-то Маск) антенна спутникового интернета. Не уверен, что Маск хотя бы задумывается о такой побочной функции своего сервиса. Но, как говорил Уильям Гибсон, «улица всегда находит свое собственное применение различным вещам». Даже таким вроде бы далеким и громким, как строительство промышленной инфраструктуры на орбите.
Старожилы еще помнят, как умирал Советский Союз. Тогда свою роль сыграла и американская СОИ — «Стратегическая оборонная инициатива», — втянувшая СССР в изнурительную военно-промышленную гонку. Сможет ли Россия принять участие в гонке за стратегический орбитальный интернет и мирное освоение ближнего космоса? При нынешней, почти советской, паранойе, видимо, нет: буквально на днях российская госкомиссия по радиочастотам отказалась выделять диапазон для антенн спутниковой сети OneWeb, дескать они нужны для частот российских спутников в Арктике. Спутников этих, правда, еще нет, но запрет уже есть. Боюсь, та же судьба будет ждать и Starlink Маска. Свободный от блокировок интернет, точнее, антенны для него, придется, очевидно, завозить в Россию контрабандой. Ну, пока не вылечимся.
Владимир Харитонов, исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей