Почти двадцать лет назад итальянский философ Джанни Ваттимо, рассуждая о современном положении христианства в Европе, пришел к неожиданному выводу: в наши дни христианство процветает как никогда. В начале нового тысячелетия Европа ближе к Христу, чем в Средние века. Все, что в консервативных кругах принято считать кризисом веры — легализация однополых браков, эмансипация, женское священство, пустующие храмы, закрытые монастыри, низкий конкурс в семинариях, — на самом деле является ее апофеозом. Дело в том, утверждает Ваттимо, что Иисус, обращаясь к своим ученикам, говорил о невозможном. Степень терпимости, на которой он настаивал, стала возможна только сейчас, спустя две тысячи лет после его рождения. До нашего времени о ней можно было только мечтать.
Ни крестовые походы с их зверствами, ни насильное обращение язычников, ни сжигание на кострах, имевшее место и в Московии, не имели отношения к Иисусу.
Ученики, находясь в плену предрассудков, неверно понимали слова своего учителя. Даже апостол Павел, несмотря на его ум и невероятную широту взглядов, не смог выйти за рамки ближневосточной патриархальной культуры. В своих посланиях он, к примеру, отказывал женщинам в праве на проповедь и требовал носить платок. Слова Иисуса о любви и равенстве были поняты им лишь частично. Воспитание и мир, в котором он жил, не дали ему принять благую весть во всей ее полноте. Европе понадобилось две тысячи лет, чтобы услышать и принять сказанное Иисусом, считает Ваттимо. Только теперь, в начале третьего тысячелетия, когда Европа, не без сожаления расставшись с предрассудками, смогла услышать Христа, она начала вести себя как его ученица.
Ваттимо уверен в том, что массовый отказ от участия в церковных ритуалах и забвение догматики напрямую следуют из духа Евангелия. Да, современные европейцы совсем не похожи на верующих. Довольно часто они называют себя атеистами. С другой стороны, в Европе наблюдается небывалый рост благотворительности. Волонтеры из Европы помогают обездоленным по всему земному шару. Число участников акций против насилия человека над человеком и даже человека над животными огромно и растет. Стремясь помочь страждущим, европейцы сознательно наносят себе ущерб, принимая в своих странах десятки миллионов эмигрантов. Что это, если не следование духу Евангелия? Волонтеры редко верят в загробное воздаяние. Но разве смысл Евангелия в обмене вечного блаженства на моральное поведение? Смысл Евангелия исключительно в любви: в том, чтобы возлюбить ближнего, как самого себя и действовать, руководствуясь этой любовью.
Фото: РИА Новости
Как пишет Ваттимо, ритуалы, церковные здания, догматика — все это оказалось случайной исторической оболочкой. В наши дни надобность в них отпала. Великолепные готические соборы стали музеями из-за любви. Сам бог перестал быть богом из-за любви. Любовь, открывшаяся нам в Евангелии, отменила и мистику, и церковную архитектуру, и уют привычек. Истинный последователь Христа, живущий здесь и сейчас, видит в традиционной религии препятствие на пути к всеобщей взаимной любви и уходит из церкви.
В наши дни, чтобы следовать духу Евангелия, надо тратить время и энергию на помощь ближнему, а не на ритуалы.
Сегодня всякий, любящий ближних, является христианином. И в этом смысле Ваттимо приветствует упадок традиционных религиозных институций. Чем меньше участников в крестном ходу, тем больше волонтеров в хосписах, и тем ярче сияет свет Евангелия.
С точки зрения теории Ваттимо, происходящее сейчас в России является не возвратом к вере, а удалением от нее. Строительство пышных храмов и монастырей на фоне ветхих больниц — сомнительный вывод из слов Христа о любви к ближнему. Россия, читая послания апостола Павла, пропускает мимо ушей его призывы к любви и внимательно слушает, когда он говорит от имени предрассудков своего времени. Мир предрассудков ей милей и привычней. В этом, надо полагать, вся суть «религиозного возрождения» в России: в бегстве от Евангелия. Его свет оказался невыносим для нее, и она от него скрылась во мраке церкви.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»