Министерство финансов США решило закрыть латвийскому банку ABLV доступ к американской финансовой системе. Всем финансовым учреждениям США запретят открывать и вести корреспондентские счета для ABLV. Фактически это означает, что латвийский банк больше не сможет совершать транзакции в долларах. Решение Минфина стало ответом на расследование FinCEN — управления по противодействию финансовым преступлениям. В докладе FinCEN говорится, что «отмывание денег является основой функционирования банка». Пока что запрет не вступил в силу — у банка есть 60 дней на подготовку апелляции.
**История банка**
Банк ABLV был основан в 1993 году, его центральный офис находится в Риге. Это второй крупнейший банк Латвии по объему активов, которые на март 2017 года составили 4,6 миллиарда долларов. ABLV предоставляет частные банковские услуги, а также услуги по инвестированию и консультированию. Более 87% процентов основного капитала банка принадлежат троим акционерам — Олегу Филю и Эрнесту Бернису, которые входят в список самых богатых людей Латвии, а также Нике Берне.
ABLV оказывается в центре пристального внимания финансовых инспекторов уже не в первый раз. В 2012 международный фонд Hermitage Capital назвал ABLV в числе банков, использованных для отмывания денег российскими чиновниками, деятельность которых расследовал юрист фонда Сергей Магнитский. Тогда латвийская полиция, ссылаясь на срок давности, не стала начинать уголовное расследование.
В мае 2016 года латвийская Комиссия рынка финансов и капитала, однако, оштрафовала банк на 3 миллиона евро — за причастность к легализации преступно нажитых средств.
Банк ABLV также фигурирует в расследовании «Новой газеты» о [«ландромате»](https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/08/21/60821-171-landromat-187) — схеме вывода незаконно нажитых средств из России. По данным «Новой газеты», латвийские банки, в том числе ABLV, играли роль транзитных зон — дальше деньги поступали в другие юрисдикции. Таким образом за четыре года через ABLV прошли 282 миллиона долларов.
**Что говорит американская финансовая полиция**
В отчете FinCEN подчеркнуто, что Латвия служит «финансовым мостом» между странами СНГ, Евросоюзом и США. Именно поэтому прозрачности латвийских банков американцы уделяют пристальное внимание. При этом, говорится в докладе, через Латвию регулярно проходят сомнительные транзакции различных компаний и частных лиц из СНГ в другие регионы.
ABLV, говорится в докладе, «институционализировал отмывание средств». Так, значительная часть клиентов банка — фирмы-однодневки, зарегистрированные за пределами Латвии.
В одном из случаев, описанных в докладе, ABLV получил средства от банка, действующего в России, а затем перевел их на счета фирм-однодневок, зарегистрированных на владельцев этого же банка — по классической схеме вывода средств.
В другом случае ABLV выводил миллионы долларов украинского олигарха Сергея Курченко, который на родине обвиняется в участии в мошеннических схемах, которые нанесли существенный экономический ущерб Украине. В банке ABLV были открыты счета, по меньшей мере, девяти подставным компаниям, связанным с Курченко.
В третьем случае высокопоставленный азербайджанский чиновник, замешанный в масштабном коррупционном скандале, использовал счет в ABLV для проведения платежа.
По данным FinCEN, c 2012 по 2017 года ABLV провел множество транзакций на миллиарды долларов по счетам подставных фирм, зарегистрированных вне Латвии.
Используя счета подставных фирм, банк маскировал незаконные сделки. При этом руководство банка, уверены в американской финансовой полиции, были в курсе характера сделок. Более того — они подкупали латвийских должностных лиц, чтобы избежать расследования своей деятельности.
Кроме того, ABLV, согласно докладу, проводит транзакции со структурами, против которых введены санкции ООН и США. Это, в первую очередь, структуры, связанные с ракетной программой Северной Кореи — Koryo Bank, Внешнеторговый банк КНДР, Korea Mining и другие.
**Что отвечают в** **ABLV**
В руководстве банка отрицают обоснованность всех этих подозрений. В среду, выступая на брифинге для прессы, заместитель исполнительного директора банка Вадим Рейнфельд назвал расследование FinCEN основанным на предположениях и заявил, что банк всегда выступал против противоправных действий — таких, как легализация преступных средств и обход международных санкций. По словам Рейнфельда, банк готов к новым проверкам и предоставит государственным ведомствам США любую информацию.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»