Алексей Навальный неожиданно обвинил Явлинского, Собчак и остальных кандидатов (видимо, кроме Путина) в фальсификации подписей избирателей. По его мнению, сборщики «Яблока» подделали 60% подписей, сборщики остальных кандидатов — все 99%. Дискуссия развернулась в твиттере оппозиционера, причем конкретных подтверждений для своих выводов Навальный не привел. Представители новосибирского отделения «Яблока» заметили, что такими обвинениями политик дискредитирует работу тысяч сборщиков подписей по всей стране. Навальный — вновь без предъявления аргументов — заявил в ответ: «Нет никаких тысяч сборщиков, и вы отлично это знаете».
Заметим, что полемика состоялась, когда Центризбирком готовился к финальной стадии регистрации кандидатов в президенты России. «Новая» попросила экспертов объяснить, в чем, на их взгляд, состоит политический смысл атаки Навального на конкурентов из демократического лагеря.
Дмитрий Орешкин
политолог:
— В этой ситуации проигрывает Навальный. Он как бы выпал из борьбы, и ему теперь остается только ругаться. Сказать, что «да, меня обыграли», — он не может. Поэтому начинает наезжать на системных либералов. Он считает, что и Явлинский, и Собчак наверняка имеют, что называется, разрешение от Кремля. А Навальный его не имеет, и это несправедливо, обидно. Но заявление о том, что «60% подписей Явлинского фейк», — очень грубо подставляет самого Навального. Он считал? Кто-нибудь давал ему эти подписи проверять? Более того, это бросает тень на его предыдущие расследования, появляются сомнения: а в прошлом, когда ты считал чьи-то доходы, ты так же легко бросался цифрами? Мне кажется, что потенциальный электорат Навального будет разочарован в таких его заявлениях. Понятно, что власть очень умно загнала его в узкий коридор диссидентства, и ему оттуда не остается ничего другого, кроме как ругать всех вокруг.
Проблема в том, что Навальный промахнулся мимо своего целевого электората. Его сторонники — это легалистский рационалистически мыслящий городской средний класс. Небедный, бывающий за рубежом и требующий от власти, по сути, одного — соблюдения закона. Навальный действовал правильно, публикуя разоблачающие материалы о коррупции, потому что это возмущает этот самый легалистский электорат. Но потом начались ошибки: он рассказывает своему электорату, что его обязаны будут зарегистрировать на выборах, но это представляет собой обман. А обманывать рационального избирателя опасно. Было понятно, что ЦИК, кто бы им ни руководил, не мог его зарегистрировать. Конституционный суд — единственный, кто имеет право интерпретировать Конституцию. И он ее проинтерпретировал таким образом, что норма, в соответствии с которой Навального отстранили, является конституционной. Можно хоть лоб разбить, пробивая стену, но правового основания для регистрации не было. И Навальный это прекрасно знал как юрист. Тем не менее он создавал для своего электората сказочный мир — мы на власть надавим, она нас зарегистрирует. И — не случилось. Легалистский базовый электорат Навального испытал некое разочарование.
Аббас Галлямов
политолог:
— Навальный обвинил Собчак и Явлинского, чтобы напомнить о себе своим сторонникам: «Смотрите, я жив, и я по-прежнему главный враг режима. Не перепутайте меня с Собчак и Явлинским». Навальный понимает, что однажды выпав из повестки, вернуться в нее трудно, поэтому он предпринимает все, чтобы остаться ньюсмейкером. Конечно, такие вещи не понравятся большинству оппозиционно настроенных граждан. Они бы предпочли, чтобы оппозиционеры не ругались, а выступили против режима единым фронтом. Думаю, и Навальный это понимает, но, выбирая между консолидацией оппозиции и собственным лидерством в отдельном ее сегменте, предпочитает второе.
Алексей Макаркин
политолог:
— Конкурентам очень трудно договориться, когда у кого-то нет явного преимущества в рейтинге. Вот если у тебя 15%, а у других по одному проценту, то тогда все должны договариваться, даже если они не очень любят того, у кого 15%. А здесь рейтинги примерно сходные. К Навальному интерес в обществе выше, но Навального и побаиваются: кто-то опасается, что он слишком авторитарен, кто-то — что вообще «американский шпион». Или — если он сейчас не может договориться и пойти на коалицию, то что же будет дальше?
Навальный играет на себя, и другие кандидаты играют на себя. Навальному нужно максимально дискредитировать эти выборы и всех участников. Его задача — это максимальный бойкот выборов. Интересы тех, кто за ним не идет, его мало волнуют. И пока в оппозиции нет фигуры, за которой будут общепризнанные перспективы, что она может чего-то добиться на выборах, — все это будет продолжаться.
P.S.
P.S.
Во вторник ЦИК официально зарегистрировал Владимира Путина кандидатом в президенты России. Ранее эту процедуру уже прошли представители парламентских партий — Павел Грудинин и Владимир Жириновский. В ближайшие два дня будет принято решение по остальным пяти кандидатам, успешно сдавшим подписи. Элла Памфилова посчитала «беспрецедентным» случаем то, что все кандидаты прошли этот этап регистрации.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»