Сюжеты · Общество

В Боград едут проверяющие

К делу семьи Лицегевич из Хакасии подключилась Москва

Алексей Тарасов , Обозреватель
Семья Лицегевич
22 декабря в Боградском райсуде Хакасии продолжится процесс, ставший вдруг громким. «Новая» писала о нем в прошлом номере: органы опеки изъяли из приемной семьи Любови Лицегевич семерых детей из-за длинных волос у младшего сына. Аргумент один: это может сказаться на становлении гендерных стереотипов. С помощью красноярского фонда «Счастливые дети» и адвоката Юлии Богодист приемная мать оспорила постановление районной администрации (№ 246 от 1 ноября) об отстранении ее от исполнения обязанностей опекуна и попечителя. Пока судья Ирина Норсеева отказала в ходатайстве о применении мер предварительной защиты — возвращению детей в семью Лицегевич до вступления решения в законную силу. Попутно Норсеева не разрешила корреспонденту «Новой» присутствовать на судебном заседании. Однако теперь за продолжением процесса будут внимательно наблюдать федеральные органы власти.
На публикацию газеты откликнулась сенатор Елена Мизулина, направив запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить законность действий сотрудников органов опеки: действительно ли есть задержка в выплате пособий приемным семьям в Хакасии и не является ли изъятие детей преследованием за критику? «Женщина столько приемных детей воспитала, и не было ранее в адрес этой семьи никаких претензий. Возникла проблема, и вместо того чтобы все обсудить, выяснить, выбирается сразу крайняя мера — изъятие всех детей из семьи! Аргументация относительно длины волос мальчика вообще не выдерживает никакой критики. Длина волос никак не может рассматриваться как признак угрозы для жизни и здоровья ребенка. Психическое насилие совершается как раз сотрудниками органов опеки, когда они вот так отбирают детей», — подчеркнула Мизулина.
Пообещала разобраться и Уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова: «Ситуация с приемной семьей в Хакасии требует срочного разбирательства. Изложенную в «Новой газете» информацию необходимо тщательно проверить. Уже запрошены все документы у регионального уполномоченного по правам ребенка. Сегодня в республику направляются представители федерального омбудсмена. Основанием для отбирания ребенка из семьи может быть исключительно угроза жизни и здоровью детей. Нужно изучить ситуацию на месте и понять, насколько обоснованны действия органов опеки и попечительства и других субъектов профилактики безнадзорности несовершеннолетних. Действиям или бездействию всех уполномоченных органов будет дана правовая оценка».
Это информация с официального сайта федерального омбудсмена. А вот что Кузнецова написала в фейсбуке: «В Хакасии у приемной мамы забрали семь детей. И только сейчас начали разбираться — «почему?», и только после того, как информация попала в СМИ. Пока мне сообщают какую-то ерунду про «не открыла дверь опеке», «жуткие махинации с деньгами», которые заключались в покупке 30 пар носков… Это меня, с моими шестью детьми, пытаются «удивить». Но если все так ужасно, то куда смотрела опека, когда передавала детей в эту семью? Что вдруг случилось с примерной приемной мамой, имеющей многочисленные награды и благодарности? Необходимо разобраться во всем. Дети — это не игрушка и не предмет манипуляций. Вопросов пока очень много, но большинство из них — к уполномоченным ведомствам. Сегодня я еще работаю в Перми, но специалистов уже направила в Хакасию. Будем разбираться!»
К спасению семьи Лицегевич подключился также Михаил Афанасьев, глава регионального СПЧ и советник губернатора Хакасии (сам глава региона «взял ситуацию под личный контроль»), изъявили желание помочь и многие представители общественных фондов России. Вместе с тем со ссылкой на неназванные источники в прессе появилась клевета на семью Лицегевич, и это свидетельство того, что чиновники вовсе не собираются сдаваться и признавать себя виновными в нарушении целого ряда положений российского законодательства, международных норм, действующих в России, в травмировании детской психики и разрушении семьи.

P.S.

P.S. Редакция следит за развитием ситуации.