Сюжеты · Общество

Взрывной темперамент

Задержанные по делу о подготовке терактов в Санкт-Петербурге заявляют: их пытали, оружие и взрывчатку подбросили

Нина Петлянова , соб. корр. «Новой газеты», Петербург
Youtube.com
Семь человек задержал спецназ ФСБ в Петербурге по подозрению в подготовке серии терактов. Пятеро из них арестованы. Однако сразу после того, как подозреваемых в терроризме, предположительно — из ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ), поймали, спецслужбы провели обыски еще у 44 человек в 14 регионах России. Изъяли в большом количестве оружие и взрывчатку. Обвинение пока никому не предъявлено ни в Питере, ни в регионах. Тем не менее Владимир Путин уже поблагодарил Дональда Трампа за информацию ЦРУ о готовящихся терактах. Казанский собор мог взлететь на воздух 17 декабря, сообщают чекисты.
Собор устоял
«Я собирался совершить теракт в городе… э… Санкт-Петербург (склейка). Я должен был, значит, сделать… э… взрывчатку и э… ну… как бы… расфасовать ее по бутылкам, ну и прикрепить э… какие-то поражающие элементы» — то, что говорит на камеру оперативникам ФСБ 18-летний Евгений Ефимов, похоже на плохо заученную речь. Хотя произносит он ее вполне уверенно и спокойно, без видимого волнения.
Видео задержания Ефимова и обыск в квартире якобы его сообщника выложили в Сеть сами чекисты. Но, похоже, зря. Трехминутный ролик на YouTube вызывает море вопросов и разрушает официальную версию.
По этой версии, 18-летний Евгений Ефимов возглавлял законспирированную петербургскую ячейку ИГИЛ, которая 17 декабря готовила самоподрыв смертника в Казанском соборе, а также замышляла убийства горожан и взрывы в других местах массового скопления людей. В ячейку, как установила контрразведка, кроме Ефимова входили его 23-летний консультант Антон Кобец и еще не менее пяти человек, заподозренных в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ.
Новогодняя гирлянда для бомбы
Евгению Ефимову в сентябре исполнилось 18. Весной он окончил школу. Устроился работать — преподавал английский на платных курсах. Жил с мамой. В начале декабря, по данным следствия, арендовал красный грузовой контейнер у дома № 8 на Литовской улице. Ни родственники, ни защита не могут объяснить цель аренды.
Youtube.com
9–10 декабря хозяин контейнера решил проверить его сохранность. Проходя мимо, почуял неприятный запах. Дубликатом ключа открыл дверь. Увидел рассыпанный белый порошок, бутылки с непонятной жидкостью и пустые канистры. Сделал выговор арендатору. А утром 13 декабря к Ефимову нагрянул спецназ ФСБ. Судя по оперативной съемке, задерживали его не дома, а на улице, где именно — не уточняется. В контейнере при обыске сыщики нашли резиновые перчатки, банку из-под кофе с гвоздями, батарейку, новогоднюю гирлянду и спички. Позже в мусорном баке поблизости обнаружили пустые бутылки, канистру с остатками электролита и белый кристаллический порошок (по имеющимся сведениям, пероксид ацетона — инициирующее взрывчатое вещество). Как утверждают следователи, незадолго до задержания Евгений выбросил три строительных пакета в мусорный бак, заранее залив порошок водой.
14 декабря в отношении Ефимова следственная служба УФСБ по Петербургу и Ленобласти возбудила уголовное дело по ст. 223.1 УК РФ «Изготовление взрывчатки» и по ст. 205 УК РФ «Приготовление к теракту». Антона Кобца привлекли к ответственности по ст. 205.1 УК РФ «Пособничество в приготовлении к теракту».
Youtube.com
В тот же день чекисты провели обыск в квартире предположительного сообщника Ефимова — Алисхана Эсмурзиева.
В квартиру, где с папой и мамой проживает маленький ребенок, ворвались с автоматами. Изъяли оружие (неизвестно — какое, ни в пресс-релизах ФСБ, ни на видео оно не фигурирует) и взрывчатку (три тротиловых шашки).
Youtube.com
15 декабря УФСБ объявило подельниками Ефимова и Кобца еще троих (якобы тоже членов ИГИЛ): Алисхана Эсмурзиева, Шамиля Омаргаджиева и Фируза Калавурова. Имена еще двоих задержанных не названы до сих пор, мера пресечения им не избиралась, есть вероятность, что их отпустили. Против Эсмурзиева и Омаргаджиева заведено дело о незаконном обороте оружия (ст. 222 УК РФ), Калавурову вменяется «незаконное хранение взрывчатых веществ» (ст. 222.1 УК РФ).
14 декабря суд взял под стражу на два месяца Ефимова и Кобца. 16 декабря арестовал на месяц Эсмурзиева, Омаргаджиева и Калавурова. Достаточных доказательств причастности этой троицы к якобы планируемым терактам пока нет, поэтому ФСБ передала их дела в отдел дознания ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти. Обвинение никому из арестованных до сих пор не предъявлено.
Пытки или самооговор?
В отличие от Ефимова, кающегося на камеру, трое вероятных сообщников свое участие в подготовке взрывов в Северной столице не признают. Заявляют о провокации и настаивают на том, что и оружие, и взрывчатку им подкинули оперативники.
— Моего подзащитного избили люди в масках, — сказал «Новой» адвокат Эсмурзиева Максим Камакин. — Били кулаками по лицу, ребрам, почкам, и дома, и в машине; пытали электрошокером, а в камере вешали на ноги «крокодилы» и пытали током. Заставляли признаться в хранении оружия. Когда Эсмурзиева привезли в суд, ему так затянули наручники, что на руках остались шрамы. У Алисхана — жена и малолетняя дочь, и как любой нормальный человек он не стал бы хранить оружие в квартире, где они живут. Эсмурзиев категорически настаивает, что все это ему подбросили во время обыска. Я сфотографировал шрамы и подал заявление в прокуратуру.
Фото Максима Камакина
Многочисленные нестыковки в деле отмечает и адвокат Ефимова Александр Почуев.
— Позиция следствия мне до конца не ясна. Но масса расхождений есть уже сейчас. Первое. Евгения задерживали утром 13 декабря. На видеозаписи, распространенной Центром общественных связей (ЦОС) ФСБ, видно: на улице — светло. Однако в суде следователь УФСБ Макар Аршинский указал: время фактического задержания Ефимова — 1 час ночи 14 декабря, первый допрос — в 2.25. Как так? Второе. Ефимов при задержании совершенно спокоен. Не оказывает никакого сопротивления. Ни с кем не спорит. Это вызывает сомнения. Третье. Взрывчатые вещества представлены в виде тротиловых шашек промышленного производства, а белый порошок (пероксид ацетона) обнаружен в мусорном баке. Дети им часто взрывают игрушки. Среди молодежи он известен под названием «киса». Это не какое-то сверхсекретное вещество. Но, как мне объяснили специалисты, его очень сложно хранить — может сдетонировать в любой момент. Странно использовать для теракта именно его. Обнаруженное количество порошка — 250 граммов. Этого едва ли хватило бы, чтобы взорвать здание. Но теоретически могло причинить вред здоровью людей, оказавшихся рядом с местом взрыва. Четвертое. Парню едва исполнилось 18 лет, а его выдают за лидера подпольного бандформирования. Чтобы в таком возрасте стать им, надо быть очень выдающимся, что в ситуации с Женей — маловероятно. Скорее всего, на данный момент кому-то выгодно сделать его крайним. У защиты много вопросов к следствию. Сейчас Евгений Ефимов дает признательные показания. Но я не исключаю версию самооговора, — сказал «Новой» адвокат Почуев.
Youtube.com
Пресс-служба УФСБ по Петербургу и Ленобласти замечания, сделанные защитой, комментировать отказалась, переадресовав их в ЦОС ФСБ России.
Невод ФСБ
Если верить отчетам, 14 декабря не скучали сотрудники ФСБ по всей России. Поскольку уже 15 декабря они отчитались о масштабной проделанной работе в 14 регионах России (цитата из пресс-релиза):
«Обыски прошли у 44 человек. Из незаконного оборота изъяты 148 единиц огнестрельного оружия, в том числе — ручной пулемет Дегтярева, десять автоматов, одиннадцать пистолетов-пулеметов, сто пистолетов и револьверов, более десяти килограммов взрывчатых веществ и средств инициирования взрыва».
Лишь после этого, по словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, обо всех предотвращенных преступлениях доложили Путину. В ночь на 15 декабря он позвонил Трампу и выразил благодарность. За что, возможно, покажет следствие. Но ощущение дежавю есть уже сейчас.
Накануне президентских выборов в 2008 году ФСБ в Петербурге провернула до боли похожую историю. Чекисты задержали троих «террористов», якобы вознамерившихся взорвать тогдашнего губернатора Валентину Матвиенко. При обысках оперативники изъяли у «злодеев» лимонную кислоту, перекись водорода, огородные удобрения и прочую ерунду, выдавая весь этот «компот» за «компоненты бомбы». Спустя год суд присяжных оправдал всех троих «террористов». Государство выплатило им миллионные компенсации.