Тут не обойтись без справки. Вадим Рабинович — бизнесмен, президент Всеукраинского еврейского конгресса, народный депутат Украины, прошел в Раду после Майдана по списку «Оппозиционного блока», но в 2016-м громко порвал с ним — недостаточно, мол, радикальны. В ответ бывшие коллеги стали обвинять Рабиновича в сотрудничестве с властью, напоминать о его судимостях за экономические преступления в советское время, короче, ревновать страшно. И было за что — у Рабиновича свой телеканал, радиостанция, медиаресурсы! Рабинович мандат не сложил и вскоре на пару с таким же выходцем из «Оппоблока», бизнесменом Евгением Мураевым основал и возглавил собственную партию с названием, которое напоминает тост: «За життя» («За жизнь»).
Украинская пресса еще долго иронизировала бы над популизмом самого Вадима Зиновьевича, человека экспрессивного, но социологические службы обнародовали рейтинги: кого бы поддержали граждане, случись выборы в ближайшее воскресенье. «За життя» подобралась совсем близко к Блоку Петра Порошенко, «Батьківщине» Юлии Тимошенко и «Оппозиционному блоку». Наблюдатели считают, что лидер «За життя» играет за команду президента, конкурент для отвода глаз. Хотя нужна ремарка: антирейтинги тех же политических сил говорят о серьезном разочаровании избирателей вообще.
Ну а теперь, собственно, о том, как именно появились в Киеве «грузинские снайперы». Это произошло 15 ноября 2017 года, на телеканале News One, где депутат Рабинович и приглашенный гость Михаил Саакашвили, лишенный украинского гражданства президентом Порошенко, «строитель» палаточного городка протеста под Радой, встретились в словесном бою.
Ток-шоу «Украинский формат» повторяло уже забытый формат пропагандистских эфиров российского телевидения. Хозяин выглядел хозяином положения. Оппонента забивали так, будто «добро» дала президентская администрация.
— Я обожаю Грузию, — начал Рабинович. — У меня очень много друзей там. Я видел положительные сдвиги, которые произошли в Грузии, когда там был президентом Саакашвили.
Затем Рабинович вспомнил о покойном Бадри Патаркацишвили, назвав его своим большим другом.
— В убийстве Бадри обвиняют Саакашвили, — продолжил он. — Ты забрал у него каналы медиа!
— Олигарх! — вскинулся Михаил. — Я его обвинял в том, что он олигарх, русский олигарх, но я никого не убивал!
Рабинович вытащил из кармана красный галстук, ткнув пальцем в сторону визави:
— Дайте ему, пусть помолчит! Этот человек обвиняется в собственной стране в убийстве как минимум трех человек!
Дальше — ор с двух сторон, сквозь который пробивалось от Саакашвили:
— И когда приду к власти в Украине, точно так же всех олигархов как класс уничтожу!
Режиссура была несложной, но гадкой.
— Но я хочу сказать другое, — продолжил депутат Рабинович, уже сообщивший все о «клоунах под Радой». — Я хочу, чтобы мои слова прокуратура считала официальным заявлением. Читаю: «Генерал грузинской армии Тристан Циталишвили сообщил, что снайперы, которые стреляли у нас на Майдане, принадлежали Саакашвили. Министр внутренних дел Александр Чикаидзе — тоже русский агент, да? (обращаясь к Саакашвили) — сказал, что лично знает фамилии снайперов, которых сюда возил Саакашвили. Этот человек никакой не оппозиционер, он не думает об Украине! Мы должны посадить в тюрьму этих уродов, мы должны прекратить эту систему.
Что позволено Рабиновичу, не позволено президенту Порошенко. Зато направление мысли и стратегический противник у них сейчас общий.
Совпадение: в тот же день итальянский телеканал Matrix показал 20-минутный сюжет, названный документальным фильмом «Украина: скрытые истины». Журналист отыскал за пределами Грузии и Украины троих граждан Грузии, которые спустя четыре года вдруг раскаялись и подтвердили — да, мол, были завербованы в конце 2013 года Мамукой Мамулашвили, военным советником министра обороны Грузии. Стреляли, мол, в обе стороны, за тысячу долларов каждому, повторяя сценарий «революции роз», подчиняясь командам американцев, эстонцев и депутата Рады Сергея Пашинского. «У нас не было выбора. Нам было приказано стрелять в «Беркут», полицию и демонстрантов. Это продолжалось пятнадцать минут, может быть, двадцать», — признается один из героев сюжета.
Начальник департамента спецрасследований Генпрокуратуры Украины Сергей Горбатюк назвал «кино» топорным фейком. Выводы экспертиз и следственных экспериментов опровергают слова «грузинских снайперов», которые, по данным следствия, вообще не въезжали на территорию Украины.
Но тот же Горбатюк публично признает: политическая воля расследовать преступления, совершенные во время Майдана, отсутствует. Общество до сих пор не знает правды, потому становится объектом манипуляций.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»