Когда новый экипаж пилотируемого корабля «Союз МС-06» одевают в скафандры, а потом отправляют к ракете, туристов выстраивают их провожать в живой коридор. Большая часть провожающих американцы, и не только потому, что в этот раз летят сразу два астронавта из Штатов, но и потому, что это удовольствие не из дешевых.
— Удивительно, — говорит пожилой американец с бейджем «Турист» своему еще более пожилому другу-американцу. — Они купили новые автобусы! Я был здесь пять лет назад, тогда астронавтов увозили к ракете на очень старых автобусах, я думаю, из 60-х. Это очень странно, зачем они заменили их? Я думал, русские ничего не меняют здесь, чтобы сохранить атмосферу, чтобы это выглядело, ну, ты знаешь, будто бы ретро.
На «Байконуре» все «будто бы ретро»: и здания, и памятники, и персонал, который, может быть, еще Гагарина видел. Формально «Байконур» отделен от остального Казахстана бетонной стеной и несколькими КПП. На территории внутри бетонной стены действуют законы России и все расчеты в рублях, но официантки не всегда умеют читать на русском, сотовые операторы приветствуют на территории Казахстана.
Трудно понять, чья это все-таки территория. Местных пускают сюда по регистрации, остальных или по приглашению жителей, или по туристическому разрешению, или по разрешению Роскосмоса. Есть еще четвертый метод: через дырки в заборе. Так делают, например, верблюды, которые идут в Байконур за свежей зеленью. И еще любители экстрима. Те пробираются не только в сам город, но и даже на космодром.
При системе безопасности «Байконура» это сделать несложно. Разрешения готовятся неделями, но, похоже, что никто никогда потом их не выдает и не проверяет.
Перед въездом в город нас заставили оставить машину: ее нужно оформлять отдельно, поэтому нас, не спросив документов, сажают в микроавтобус Роскосмоса и везут в Байконур так.
— Паспорта готовить? — спрашиваю у сопровождающей нас дамы.
— Да не, — говорит она. — Так.
Посмотреть на ракету — развлечение для приезжих. Глава корпорации «Мир» из США Дуглас Граймс, который два десятка лет занимается организацией туров по Сибири, Средней Азии и отдельно на космодром, рассказывает, что на «Байконур» через турфирмы едут друзья космонавтов, фанаты космоса и науки и просто те, кто уже не знает, чем себя удивить. Все разрешения готовят долго, хоть и не сложно, поэтому многие планируют поездку за год, а то и за пару лет.
В самом популярном здесь кафе, рассчитанном на приезжих, инженер Максим Останин начинает разговор прямо из-за соседнего стола, услышав про ракету.
— Не переживайте, «Союз» точно взлетит! Это я вам гарантирую, — Максим широко улыбается и делает глоток пива. — Я двигатели для него собираю.
— А для «Протона»? Говорят, он падает «зрелищно», — спрашиваю его.
— Это не наши, они решили отказаться от наших двигателей, я только на «Союз» могу дать гарантию.
Жидкостные ракетные двигатели для ракеты-носителя «Союз ФГ», на которых улетел экипаж к МКС, собирались в ПАО «Кузнецов», самарском предприятии Объединенной двигателестроительной корпорации, а «Протон» собирает Воронежский механический завод, который после нескольких неудачных пусков стал скандально известным, в том числе потому, что работники завода перепутали один драгметалл с другим. Глава Роскосмоса Игорь Комаров объяснил, что это произошло потому, что металлы находились просто рядом друг с другом. Теперь вроде бы все исправили, ценные металлы пронумеровали. Для инженера Максима, который собирает двигатели и гордится сопричастностью к этому всему космическому (хотя говорит, что уже привык), все просто: одни — наши, другие — не наши. За наших он ручается лично, а не наши, как ему кажется, просто сэкономить решили, сами что-то собрать, а с первого раза не получилось, но у кого не бывает.
Когда на следующий день, после долгих часов подготовки экипаж, на удивление американцам, отвозят на новеньких автобусах к ракете, туристов везут на смотровую площадку, среди ночной степи звучат с помехами слова «готовность одна минута», а потом ракета мчит, то становится даже удивительно, как это все работает. Но не наврал Максим, работает.
Наталья Ромашина,
журналист
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»