Обозреватель «Новой газеты» вместе с другими членами международного жюри выбирал лучшие фильмы Латвии для Национальной премии. Как было не воспользоваться возможностью, и не посмотреть — что же представляет из себя латвийское кино, ныне terra incognita. А когда-то почти родственное: кинематограф Латвии начался в 1910 году с кинохроники о приезде в Ригу Императора Николая II, а главный кинореволюционер Сергей Эйзенштейн родился в Риге в 1898 году.
В эпоху советского кино Прибалтийским странам была отведена роль «заграницы». В Риге снимали Париж, Лондон, Берлин. И окно с цветком на явочной квартире незадачливого Плейшнера находилось примерно напротив «дома по "Бейкер-стрит"… на улице Яауниела. Алоиз Бренч в своих криминальных лентах заманчиво живописал злачные заведения разлагающегося мира. Самих же иностранцев олицетворяли актеры, довольно быстро ставшими кумирами необъятного СССР. Мы любили не только мужественных и меланхоличных литовских парней, но и Вию Артмане, Иварса Калныньша, Лилиту Озолиня, Гунара Цилинского. На закате большой страны Латвию прославили выдающиеся документалисты: Герц Франк, Ивар Селецкис. А «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса стал символом перехода из одной системы в другую.
После распада империи кинематограф Латвии вкусил сладкий плод — чувство освобождения от диктата большого брата, и горький денег на кино практически не было. Национальный кинематограф просыпался медленно и трудно.
Сегодня латвийские игровые, короткометражные и анимационные фильмы принимают участие в крупных кинофестивалях, но главное, пробиваются к своему зрителю.
«Хроники Мелани»
Главное кинособытие последнего года — «Хроники Мелани» (Латвия, Чехия, Финляндия). Сюжет фильма, победившего едва ли не во всех главных номинациях, основан на реальной истории Мелании Ванаги, латвийской женщины из благополучной семьи, пережившей депортацию в Сибирь. Кино о противостоянии достоинства жесточайшей машине уничтожения всего человеческого. Жанр — трагедия. Выдающаяся операторская работа, отличный актерский ансамбль, но центр фильма — Мелани швейцарской актрисы Сабины Тимотео, выучившей латышский язык, безоглядно бросившейся в бездну гулагского ада. Виестурс Кайриш — известный оперный режиссер, и его «хроники» — кино большого стиля (при довольно скромном бюджете). Сложно сочинить драматургию для жития, фильма-памятника. Жаль, что история подвига Мелани в некоторой степени заслонила полифонию и развитие сложного характера.
Латвия давно нуждалась в большом историческом кино на тему депортации — главной болевой точки исторической памяти. Более 80000 зрителей посмотрело фильм. В старейшем кинотеатре Splendid Palace картина Кайриша шла более 8 месяцев. К сожалению, такого объединяющего кино о трагическом прошлом новое российское кино так и не создало.
Самым ярким в программе был документальный «День независимости» (Латвия, Норвегия, Словения). В 2015-ом акционист и режиссер Мортен Тровик вздумал устроить концерт культовой словенской группы Laibach — исповедующей принципы индустриального рока и стиля милитари в Пхеньяне. Музыканты, доводящие до абсурда эстетику тоталитарного искусства — в тоталитарной стране. Для государственного праздника КНДР группа подготовила программу песен из мюзикла «Звуки музыки», своих «тоталитарных» хитов и кавер-версий на песни «Life is Life» группы Opus, «The Final Countdown» группы Europe и «Across the Universe» — The Beatles. Сногсшибательное зрелище: «Лайбах» репетирует в концертном зале для партийных съездов «Life is life». В зале засыпающие от усталости корейские электрики, настороженные цензоры, изумленные комсомолки.
Музыканты хотят исполнить и национальный хит «Ариран»… но не издеваются ли заезжие гастролеры над лирическим гимном страны? Этот фильм — вызов стереотипам, демонстрирующим страну роботов с промытыми мозгами. Мы видим мир осуществленной утопии, в котором мечта соединилась с террором. Автор размышляет над загадкой массового преклонения. В современном мире это футбол, рок-концерты и… Северная Корея. Музыканты стараются никого не обидеть, но цензор объясняет: если публика услышит их версию священной песни о Священной горе Пэкту — символе величия любимого вождя Ким Чен Ира, она может сойти с ума. И все же концерт состоялся! Как же любопытно наблюдать за выражением лиц зрителей — подобного они не слышали, некоторые прикрывают уши, но кто-то осмеливается незаметно «подтанцовывать». В картине много смешного, но вместо убийственного сарказма, сочувствие: не к репрессивному режиму — по отношению к людям. В финале авторы задаются вопросом: «При всех жестких ограничениях, в каждой стене есть щель. Стоит ли нам извне делать эту щель шире?»
Специальное упоминание жюри у «Родных» Виталия Манского — обезоруживающе личного, я бы даже сказала, интимного кино. Рожденный в СССР режиссер путешествует по современной Украине: Львов, Одесса, Киев, Донбасс, Севастополь. От мамы — к ее сестрам, к двоюродным братьям, племянникам. И через призму рассыпанной семьи пытается рассмотреть, что же с нами стало, что осталось от «единой, могучей и нерушимой». По живому продолжают рваться кровные связи. Манский сейчас проживает в основном в Риге. Российский министр культуры объявил, что фильмы одного из самых известных отечественных документалистов поддерживаться не будут. Теперь надежда на европейскую копродукцию. Формулировка награды: «За способность кинематографическими средствами от отвечать на вызовы современного мира». В российской документалистике связь с социальными проблемами современного мира становится все более призрачной.
Документальное кино Латвии мне показалось интереснее и разнообразней, чем игровое. Катрина Нейбурга нашла способ увлекательно рассказать об особом мире. «Гаражи» — это город мужчин. Обветшалая Атлантида Советского Союза. Здесь нет различных национальностей, социальной иерархии. Все равны и все особенные. У каждого свое личное захламленное ненужными вещами пространство, в котором можно надежно укрыться не только от внешнего агрессивного мира, но даже от сварливой жены. «Лидия» — поэтическое эссе о Лидии Ласман-Дорониной, узницы совести, трижды арестованной, проведшей в заключении около 15 лет. По реке памяти плывет лодка, в ней 90-летняя красивая женщина, вспоминая свою Голгофу… улыбается. А дебютант Карлис Лесинс совершил личное путешествие в прошлое. «Отец дедушки» — история о том, как очкарик-внук вместе с неразговорчивым дедом на раздолбанных «Жигулях» через всю Россию едут в Северодвинск, чтобы найти могилу сосланного в Сибирь прадеда. Основа фильма — юмор и сочувствие. Эти главные качества как способ диалога с историей страны, присущи новому поколению. В них желание понять, но не ожесточаться.
Криста Буране нашла выразительную форму для своей «Сказки о пустом пространстве»— посвящении сценографу с мировым именем Андрису Фрейбергсу. Камера погружается во тьму, из которой медленно рождается свет. Так происходит в спектаклях Фрейбергса — гения места. Сочинителя не декораций — но поэзии действа. Увы, в отличном фильме несколько финалов, словно автор не доверяет зрителю.
Среди документальных работ есть экспериментальные. «Привет, лошадь!» — изысканная виузальная философия. Все меняется на полустанке маленького местечка, мимо которого проносятся машины, автобусы, поезда и… все остается неизменным. Матсс Каза рассказал о многоликой восьмидесятилетней театралке («Один билет, пожалуйста»), готовой ради билета в театр пожертвовать всем, в том числе отношениями с близкими.
Латвийское кино ищет способы пробиться к новой аудитории. Поэтому среди игровых картин последнего года есть кибер-фантастика («То, что никто не видит»), депрессивная психодрама в духе Олби («Претенденты»), эстетский триллер («Перворожденный»), сатирическая комедия про юношей, вырвавшихся из лап советской системы и попавших в колючую сеть капитализма («Диссиденты»). Но пока контакт с аудиторией удалось установить дедушке нынешнего латвийского кино режиссеру Варису Брасла. В его незатейливой семейной ленте «Дед, который опаснее компьютера» правильное соотношение юмора и драмы — редкое качество для семейной комедии. Такой объединяющей аудиторию картины в Латвии не было очень давно. Благодарная публика двинулась в кинотеатры, фильм посмотрели более 70000 тысяч зрителей.
В 2018-ом Латвия отмечает столетний юбилей со дня провозглашения независимости. В честь этого события, кинематограф получил дополнительные гранты на производство. Небывалое число проектов для небольшой республики: шесть полнометражных игровых лент, восемь документальных картин, анимация. В российских масштабах цифры скромные. Но мировой опыт, в частности, румынская киношкола, подтверждает древнее правило «Сто светлячков не заменят факела».
Получая награды за фильм «Хроники Мелани» его авторы говорили о редкой возможности — прикоснуться к подлинной трагедии своего народа. Не учить, не указывать — плакать и вспоминать вместе.
P.S.
P.S.
Кстати, весьма любопытная идея — оценивать национальный кинематограф усилиями независимым интернациональных судей — не коррумпированных дружбой, конкуренцией, связями. Если конечно, национальный кинематограф чувствует себя частью кинематографа европейского. Если не замкнут исключительно на себе, на желании угодить чиновнику, распределяющему бюджеты.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»